Семь правил составления чат-ботов в мессенджерах
Дата: 12 июля 2023
Эксперт CRM-group
Никита Швецов
CRM-маркетолог
Чат-боты — это, пожалуй, самый применяемый в бизнесе вид ботов. Они могут частично взаимодействовать с пользователем, значительно экономить финансовые ресурсы и частично заменить собой сотрудников технической поддержки и администраторов. Чат-боты используют как точку первого контакта, а также для ответов на часто задаваемые вопросы.
Поговорим о том, какие чат-боты существуют, для чего их можно использовать и как настроить виртуального помощника.
Что такое чат-бот
Технологией чат-бота мы обязаны математику Алану Тьюрингу. В середине прошлого века он описал тест Тьюринга, суть которого заключалась в том, чтобы понять, способен ли компьютер мыслить как человек. Именно этот эксперимент стал основанием для идеи о запрограммированных шаблонных ответах на распространённые вопросы и послужил прототипом современных чат-ботов.
Чат-бот — это программа, которая имитирует диалог с пользователем. С её помощью можно автоматизировать общение с клиентами на сайтах, в мессенджерах и социальных сетях. Виртуальные помощники могут отвечать на вопросы, помогать с выбором товара или услуги, сохранять контакты пользователей, первично квалифицировать пользователей, проводить викторины и опросы для увеличения вовлечённости и лояльности клиентов.
Какие бывают чат-боты
Существует несколько типов.
Начнём с классификации по способу общения:
- Текстовые чат-боты анализируют запрос клиента в виде текста, выделяя в нём ключевые слова. Такие помощники создают у пользователя ощущение живого общения.
- Голосовые — умеют распознавать речь и тоже выделять в ней ключевые слова. Такие боты отвечают на запрос пользователя голосом, сгенерированным нейросетью, или используют предзаписанные реплики.
- Сценарные — взаимодействуют с клиентами с помощью кнопок с определённым набором команд, они не анализируют текст или голос клиента. Эти помощники считаются самыми простыми и подходят для быстрого запуска.
По области применения или каналу коммуникации выделяют боты:
- Для сайтов: здесь пользователь видит диалоговое окно, где может задать вопрос.
- Для телефона: это голосовые помощники, которые могут отвечать на звонки и консультировать клиентов — их нередко используют банки.
- Для мессенджеров WhatsApp, Telegram, Viber и других платформ. Пользователь общается с ботом в отдельном диалоге мессенджера.
- Для приложений: помогают работать с приложениями и объясняют пользователю их функционал.
Простого сценарного бота можно сделать с помощью визуального редактора TextBack.
Читайте также
Как можно использовать чат-ботов
Сегодня многие компании отказываются от найма части сотрудников и делегируют рутинные задачи онлайн-помощникам.
- Продажи: чат-бот может консультировать клиента, проанализировать историю заказов, оформить заказ и принять оплату.
- Автоответчик и автоинформатор: бот ответит на запросы клиента и сможет оповещать пользователей об акциях и предложения компании.
- Лидогенерация: помощник соберёт нужную контактную информацию о клиентах.
- Интерфейс-консультант: бот поможет сориентироваться на сайте и получить нужную информацию.
- Викторины и опросы: за счёт этого растёт вовлечённость пользователей и повышается лояльность к компании.
Что учитывать, если решили заказать чат-бота у специалистов
Важно определиться, хотите ли вы создать бота с помощью онлайн-конструктора или написать его самостоятельно. Во втором случае понадобится или овладеть навыками программирования, или обратиться к специалисту, заложив на это определённый бюджет. В среднем, от 300 долларов на одного чат-бота.
Не забывайте о дополнительных расходах и ресурсах:
- Все доработки бота, собранного с помощью разработчика, также будут платными.
- Специалист, написавший бота, может уволиться, а кому-то другому может быть сложно поддерживать сервис — учитывайте этот момент.
- Бот должен работать на сервере (VPS), за который также может потребоваться плата.
- И, наконец, кто-то должен следить за работой сервера и вовремя устранять поломки.
Никита Швецов
CRM-маркетолог CRM-group
Конструкторы предоставляют уже готовые решения, для работы в них не нужны специальные навыки — для создания бота подготовлены шаблоны.
Семь правил, как самостоятельно собрать чат-бота в мессенджерах
При самостоятельной работе над чат-ботом можно следовать алгоритму, который предлагаем ниже.
Правило 1: определяемся с целью
Для начала нужно понять, зачем нужен бот, какой бизнес-процесс вы хотите автоматизировать с его помощью. Целями, могут быть, например, сбор отзывов или напоминания об акциях.
Глобально можно разделить чат-ботов на три группы в зависимости от цели:
- Продажи. Уведомления об акциях или новинках, предложения перейти на сайт и купить продукт — такие чат-боты лучше всего взаимодействуют с уже тёплой аудиторией, знакомой с компанией и её услугами. Обычно в конце взаимодействия бот оставляет возможность связаться с менеджером отдела продаж или отправляет ссылку на товары или услуги.
- Развлечения. Компания в ненавязчивой игровой форме может вовлечь в коммуникацию пользователей, которые уже совершали покупки, но вдруг перестали (таких клиентов называют «уснувшей базой»). Пример такого бота есть в кейсе Okko.
Развлекательный чат-бот онлайн-кинотеатра Okko
- 3. Информация. Такие боты могут отвечать на часто задаваемые вопросы, уточнять информацию о доставке, пунктах выдачи товаров или расположении магазинов.
Пример информационного бота от CDEK
Практичный подход к созданию чат-ботов помогает маркетологам миксовать цели. Например, опрос в мессенджерах с помощью чат-бота, может служить нескольким целям: сегментировать аудиторию, собирать обратную связь для улучшения продукта и обогащать подписную базу.
Никита Швецов
CRM-маркетолог CRM-group
Правило 2: готовим техническое задание
Техническое задание важно, оно определяет функции бота и то, как они будут реализованы. Даже если вы планируете создать самый простой чат-бот, ТЗ всё равно нужно.
Что прописать:
- Цели: подробно о них мы рассказали в пункте выше.
- Как вы будете работать с данными, полученными от бота: собирать, хранить и обрабатывать. Собирать данные можно вручную, в гуглотаблицах и в приложениях.
- Следующий шаг пользователя в воронке после бота: нужен ли будет перевод на оператора для консультации или отправка лидов в crm.
- Что если…: прописать вариант, что бот будет делать в сложных случаях, например, когда не может ответить на вопрос клиента.
Правило 3: проектируем структуру чат-бота и готовим креативы
Действуйте по схеме:
- Заранее продумайте список тем, ответы на которые будет давать чат-бот: как оформить доставку, связаться со службой поддержки, где забирать заказ и так далее.
- Для каждого ответа нужно прописать текст и, если нужно, приложить дополнительные файлы для автоматической отправки. Продумайте, какие метки присвоить для отслеживания статистики, по каким триггерам будет запускаться чат-бот.
- Если вы хотите разместить кнопку для связи с менеджером, нужно предупредить об этом менеджеров отдела продаж, предусмотреть скрипты для ответов и продумать, будут ли менеджеры отвечать на запросы в CRM-системе или через платформу мессенджер-маркетинга.
Эти три пункта нужно детально продумать и зафиксировать до того, как вы приступите к созданию чат-бота.
Правило 4: прописываем сценарии для бота
Сценарий схематично описывает взаимодействие помощника с пользователем и содержит в себе тексты диалога.
В TextBack мы проектируем ботов в Miro. Но это вопрос личных предпочтений — визуализировать сценарии можно в любом удобном приложении или даже на бумаге.
Пример визуализации проекта в Miro
Правило 5: выбираем сервис для сборки и запуска бота
Если вы создаёте чат-бота с помощью конструктора, то вам будет из чего выбрать: сервисов более чем достаточно. В них можно прописать сценарии и тексты, наладить интеграции с другими платформами, подключить бота к необходимым каналам.
В визуальном редакторе TextBack за бесплатный 14-дневный период можно создать бота в Telegram или «ВКонтакте».
Правило 6: собираем аудиторию чат-бота
Сделать это можно несколькими способами:
- таргетированная реклама во «ВКонтакте» со ссылкой на бота;
- анонсы в социальных сетях со ссылкой и qr-кодом;
- виджеты на сайте, например, виджет-подписки или виджет-чата;
- email-рассылка с предложением подписаться на бота;
Пример рассылки от «Академии Белочкиной» с кнопкой, ведущей в WhatsApp
- QR-код в офлайн-точках, ведущий на бота: например, как у Yves Rocher.
QR-код от Yves Rocher
Правило 7: анализируем работу и развиваем бота
Как и во многих других процессах, аналитика и рефлексия важны. Это поможет усовершенствовать и дообучить чат-бота, чтобы он работал ещё эффективнее.
Что анализировать:
- аудиторию: количество пользователей и повторное использование;
- качество работы: ошибки в понимании пользователей, качество ответов на вопросы, продолжительность сессией и достижение цели диалогов;
- решение бизнес-задач: конверсии, реализованные воронки, процент диалогов, переключённых на оператора, количество решённых чат-ботом вопросов.
Заключение
Чат-боты — удобный и понятный инструмент для автоматизации бизнес-процессов и для развития бизнеса в целом. Можно предположить, что с развитием технологий искусственного интеллекта и машинного обучения, чат-боты станут ещё более популярным решением, особенно в рутинных задачах.
Обязательно нужно при создании бота:
- отталкиваться от цели;
- составлять чёткую структуру;
- привлекать пользователей;
- анализировать и развивать.
Бот будет особенно хорошо работать в уже рутинных процессах, так как действия уже понятны, а вы в свою очередь можете чётко поставить задачи и оценить эффект. Важно помнить, что чат-бот не заменяет сотрудника, а помогает ему: даёт ресурсы для решения сложных задач и настройки нетривиальных процессов.
В заключение предлагаем посмотреть демоверсии ботов для задач онлайн-образования, медицины и строительства.
Автор статьи
Анастасия Бажанова
маркетолог TextBack
Подписывайтесь на обновления
Узнавайте об обновлениях в блоге первым
Отправляем только свежие статьи и кейсы
Выделяют ещё обучаемые и необучаемые чат-боты: необучаемые работают, опираясь на некоторый сценарий, а обучаемые создаются использованием искусственного интеллекта, машинного обучения и технологии обработки естественного языка — такие боты учатся на основе предыдущего опыта.
В целом, все боты можно называть сценарными, так как все они ожидают какой-то ввод от пользователя, а в ответ делают какое-то действие. В случае текстовых помощников — чаще это микс текста и кнопок. Например, кнопка FAQ, после нажатия на которую пользователь вводит текст. Далее текст анализируется по ключевым словам, и бот выдаёт ответ.
Никита Швецов
CRM-маркетолог CRM-group