Как маркетологу собрать данные для дашборда

Дата: 31 октября 2023

Дашборд — это способ показать ключевые показатели и метрики на одном экране. В отличие от отчёта в Google Tables или Excel, дашборд представляет данные в более удобном виде и поддерживает их актуальность.

Дашборд — это визуальная панель, где отображены основные электронные отчёты компании или отдельного проекта.

Полное описание

Вот так может выглядеть интерактивный дашборд для застройщиков:

Иногда маркетологи собирают отчёт в обычный документ: разбивают воронку на этапы от визитов до продажи, создают табличку и обновляют её раз в месяц.

У этого подхода есть две проблемы. Во-первых, документ обновляется вручную, а это долго и неудобно. Во-вторых, в таблице сложно отследить динамику или посмотреть, что происходит в канале прямо сейчас — данные могут быть неактуальными.

Поэтому мы строим динамические дашборды: в них информация обновляется автоматически раз в сутки или чаще. С такими отчётами бизнес всегда держит руку на пульсе. И маркетологу легче анализировать данные в графиках и диаграммах по сравнению с таблицами.

Алевтина Чиркова

CRM-маркетолог

Многие маркетологи пользуются дашбордами, но не каждый знает, что учитывать при их подготовке. В статье расскажем, как собрать данные для дашборда и избежать распространённых ошибок.

Определяемся с командой

В подготовке дашборда задействовано несколько ролей: необходимо обозначить, кто и что будет делать для настройки. Роли на проекте лучше расписать заранее. Обычно для создания дашборда требуется четыре специалиста:

  1. Менеджер проекта общается с заказчиком и контролирует работу команды.
  2. Маркетолог изучает путь клиента, предоставляет данные для аналитика и собирает отчёт с ключевыми метриками.
  3. Аналитик разрабатывает дашборд, выявляет тенденции и строит гипотезы.
  4. Дизайнер визуально оформляет дашборд.

Опционально может подключаться разработчик — он создаёт скрипты для сбора данных.

Если маркетолог на проекте — из агентства, в процессе создания дашборда он всегда может обратиться с вопросами к коллегам, которые уже могли работать ранее с подобными кейсами. Агентство берёт задачи разных компаний и формирует разносторонний экспертный опыт.

Александр Волков

CRM-маркетолог

Важно создать рабочую среду для команды, где будем обсуждать, как движется проект. Это может быть канбан-доска или чат.

Согласовываем понимание задачи

Мы не начинаем работу, пока не уверены в том, что поняли задачу верно, и конечный пользователь согласен с этим пониманием.

Поэтому перед началом работы встречаемся с заказчиком и проговариваем все пункты и требования к дашборду. Например, что обязательно разделить базу по сегментам, а для каждого сегмента выделить динамику просмотров, кликов, продаж за определённый период.

В нашей практике был случай, когда мы проговорили требования с клиентом, но не зафиналили их — и создали отчёт на своё усмотрение. А после презентации клиент вернулся с множеством правок. И если бы мы сразу пробрифовали клиента, сэкономили бы время и ресурсы команды.

Формулируем цель дашборда и выбираем способы визуализации

Чтобы понять цель, нужно провести бриф с конечными пользователями: командой внутри компании или внешним заказчиком. По итогам брифа создаём общий документ: фиксируем все детали и описываем проблемы, которые будет решать дашборд.

Далее погружаемся в контекст и разбираемся, кто и в какой ситуации будет пользоваться дашбордом. От этого будет зависеть выбор метрик и визуализации: тип диаграмм, шрифты, элементы. Представим, что нужно создать дашборд для коллег ниже:

  • Для коммерческого директора или ecom-директора делаем дашборд с общей сводкой по всем каналам, в котором будут отражаться ключевые метрики: заявки, прибыль и другие.

Этот дашборд можно назвать стратегическим: он показывает общую картину, как компания достигает целей и где есть отклонения от плана.

  • Для директора по маркетингу подойдёт лаконичный и акцентный дашборд. Скорее всего, он будет открывать панель 1–2 раза в неделю. Он не будет менять рекламные креативы или заходить в платформу для рассылок: его задача — сравнить плановые показатели с фактическими.
данные для дашборда менеджера по продажам и директора по маркетингу

Отчёт по продажам для топ-менеджера или директора по маркетингу

  • Для CRM-маркетолога. Он может открывать дашборд каждый день, глубоко погружаться в данные конкретного канала и менять стратегию. Дашборд для CRM-маркетолога должен включать в себя все нюансы и метрики нужного канала и его сложные фильтры, плюс быть интуитивно-понятными: например, давать ссылку на контент-план или рекламный кабинет.
email-отчёт для crm-маркетолога

Отчёт по email-каналу для CRM-маркетолога

Такой дашборд называют операционным: он показывает детальную информацию о регулярных процессах за день или неделю.

Подробнее о разных метриках в отчётах Power BI читайте в статьях от наших аналитиков:

Создаём прототип

Прототип нужен, чтобы согласовать предварительный вид дашборда с заказчиком. Сделать прототип может дизайнер в Figma или аналитик в Power BI на основе фиктивных данных — так клиент сможет понять, как работать с дашбордом, узнать, как будут взаимодействовать элементы.

Соберём всю аналитику проекта в один удобный дашборд
Посмотреть примеры дашбордов

Важно, чтобы дизайнер понимал принципы построения дашбордов: какую цветовую палитру использовать, как выделить ключевые элементы и сделать так, чтобы пользователь легко считывал, интерпретировал данные и не воспринимал дашборд как страницу сайта. Например, создавая макет дашборда для Power BI, дизайнер заранее продумывает, что можно будет реализовать в сервисе.

Прототип должен быть максимально приближен к реальности. При создании прототипа нужно учитывать две особенности:

  • Дизайн должен быть интуитивно понятным: например, красный цвет должен означать отрицательную динамику, а зелёный — позитивную.
  • Тип визуализации выбираем в зависимости от цели: если нужно отследить динамику, нам не подойдёт круговая диаграмма — лучше использовать линейный график.

Прототип показываем заказчику и собираем обратную связь: всё ли понятно и удобно, что кажется лишним, а чего не хватает.

Часто этот шаг пропускают и сразу собирают дашборд. Но если конечному пользователю не подойдёт результат — придётся всё переделывать.

Иногда кажется, что дашборд выглядит идеально, а потом заказчик возвращается с обратной связью: например, цвета сливаются или график выглядит непонятно. Поэтому важно зафиксировать, как он будет выглядеть в Power BI. При создании прототипа фокусируемся, в первую очередь, на удобстве для конечного пользователя.

Алевтина Чиркова

CRM-маркетолог

Готовимся к передаче данных: ставим техническое задание

Для этого этапа понадобится маркетолог, мартех-специалист или программист, который работает с нужным нам источником данных. Это может быть CRM-платформа, сервис для рассылок, Google Analytics или рекламный кабинет.

Например, если нужно настроить передачу данных из Mindbox в Power BI, мы просим мартех-специалиста:

  • Создать точку интеграции и передать секретный ключ аналитики. Это нужно для того, чтобы настроить интеграцию платформы с Power BI.
  • Создать сегменты. Для каждой метрики или группы людей создают отдельный сегмент в Mindbox. Всем сегментам присваивают системные имена: через эти имена данные попадают в отчёт напрямую из Mindbox.
  • Создать шаблоны действий. Шаблоны действий — это теги для событий, которые происходят с клиентом: например, вход на сайт, просмотр продукта, открытие письма. Шаблоны фиксируют все эти события и используются в фильтрах — например, чтобы отделить пользователей, которые открыли письмо от тех, кто не открыл.
данные для дашборда теги событий

Таблица с шаблонами действий email-подписчика из определённого сегмента

  • Настроить и запустить сценарии. Они срабатывают раз в 24 часа и передают актуальную информацию по каждому сегменту в отчёт.
  • Создать операции для экспорта.

Описываем процесс

Когда техническое задание согласовано, начинаем описывать процесс сбора данных. Для этого собираем карту перетоков данных — таблицу, в которую записываем:

  • название метрики;
  • формулу расчёта метрики;
  • источник данных, например, платформа автоматизации маркетинга, CMS сайта и др.;
  • визуальное решение: гистограмма, график, круговая диаграмма и так далее.

Выбор визуального решения зависит от метрики: например, открываемость удобнее смотреть графиком, а отчёт по доле сегментов — в виде гистограммы.

карта перетоков для дашборда

Карта перетоков данных

Карта перетоков данных показывает, какие данные и откуда будем брать, как они формируются и как отправляются в Power BI или другую систему. Так появляется математически выверенный документ — не только с данными, но и с расчётом.

Собираем и тестируем дашборд

Итак, мы выяснили детали: что изменить, каких данных недостаточно. Например, нужна не только стоимость письма, но и стоимость клика — перехода из письма на сайт.

На этом этапе советуем передать работу аналитику или заказать в агентстве. Построение дашборда в Power BI или другой платформе — специфичная задача. В CRM-group такими проектами занимается целая команда.

Готовый дашборд тестируем на контрольной группе из команды заказчика и ждём обратной связи.

Если всё хорошо, расшариваем доступы и обучаем команду клиента пользоваться дашбордом. Обязательно отдаём документацию с пояснениями: какие данные, источники и формулы используем. Теперь, даже если команда клиента поменяется, дашборд смогут поддерживать в актуальном состоянии.

Вместо заключения: семь частых ошибок при подготовке данных для дашборда

  1. Создавать один дашборд для всех: для директора, топ-менеджера и маркетолога.
  2. Собирать дашборд без предварительного согласования с клиентом: скорее всего, такой дашборд придётся переделывать.
  3. Собирать дашборд без необходимых данных. Если чего-то не хватает, лучше подождать информации от заказчика.
  4. Поручить создание прототипа дизайнеру, который не знает принципов построения дашборда.
  5. Не упомянуть в договоре количество итераций по доработке. Мы делаем до трёх итераций.
  6. Не проверить корректность данных. Нельзя просто отдать конечному пользователю готовый дашборд — нужно сверить отчёт с данными в платформах, бухгалтерии и так далее.
  7. Отправить клиенту ссылку на дашборд без обучения. Важно презентовать дашборд и объяснить, как им пользоваться. В идеале нужно отправить дополнительную инструкцию, к которой пользователь сможет вернуться в любой момент.

Автор статьи

Анна Калягина

писатель контент-агентства Monk

Эксперты CRM-group

Валерий Куракин

руководитель отдела аналитики

Ирина Горина

веб-аналитик

Алевтина Чиркова

CRM-маркетолог

Александр Волков

CRM-маркетолог

    Спасибо за подписку!

    Подтверждение придёт на ваш email в течение нескольких минут.

    Подписывайтесь на обновления

    Узнавайте об обновлениях в блоге первым

    Отправляем только свежие статьи и кейсы

      Подписываясь, вы соглашаетесь c условиями обработки персональных данных