
Топ-10 проверенных игровых механик, чтобы вовлечь аудиторию в продукт
Дата: 8 апреля 2025
Геймификация даёт бизнесу возможность сделать скидку привлекательнее, не увеличивая её размер. Как показывает наш опыт, даже простой попап со скретч-слоем увеличивает активацию промокодов в 3 раза, а более сложная механика может вырастить продажи в 10 раз.
Так работает нейроэкономика. Пользователи активнее применяют скидки, если «добыли» их сами в соревновании. Ведь это уже не просто денежная выгода, а классные эмоции, награда за ловкость и мешок дофамина в подарок.
В этой статье разберём 10 простых, но результативных механик, которые поддержат маркетинговую акцию. Мы запускаем такие игры за 2 недели.
Раннер — игра, в которой надо бежать
Игрок управляет персонажем, который автоматически едет, бежит или летит вперёд. Цель — уклоняться от препятствий, собирать награды и переходить на новые уровни.
- 1. Игрок не контролирует движение, только реагирует на препятствия и награды.
- 2. Для управления нужны одна-две кнопки. Например, прыжок и удар.
- 3. Нет времени заскучать — высокий темп требует действовать быстро.
- 4. Геймплей такой простой, что даже самый далёкий от игр пользователь мгновенно включается в игру.
Мобильная игра Subway Surfers 2012 года
Раннер «Больше спорта» от Спортмастера
Как сделать интереснее
В играх с механикой Flappy bird персонаж постоянно падает. Чтобы держать ритм, нужно периодически касаться экрана.
Мобильная игра Flappy bird 2013 года
«Киберкарш» от оператора каршеринга Ситидрайв
В играх с механикой Doodle Jump персонаж движется не по прямой, а вверх. Игроку нужно не перепрыгивать препятствия, а искать платформы для приземления, собирая по пути награды и избегая препятствий.
Мобильная игра Doodle Jump 2009 года
«Бьюти-тамагочи» от Золотого Яблока
В играх с механикой Mario Forever персонаж не движется автоматически — игроку нужно жать на кнопки, чтобы идти вперёд или назад. Геймдизайн таких игр более сложный. Уровни продуманы заранее, а не генерируются в процессе игры, как в классических раннерах.
Мы тоже сделали такую игру
Ещё одна игра такого плана — «Мамонты в кибервселенной» от Окко
Кэтчер — игра, в которой надо ловить
Механика такая же простая и динамичная, как раннер. Разница лишь в том, что в раннере движется персонаж, а в кэтчере — предметы. Игрок управляет платформой, чтобы ловить полезные и уклоняться от опасных. Цель — поймать как можно больше полезностей.
Да, советский хит «Ну, погоди!», известный в простонародье как «Волк ловит яйца», это кэтчер. Волк на скорость ловит полезные предметы — яйца, а вредных тут нет.
Мишка ловит книжки от издательства МИФ. Награда — промокод. Чем больше книжек поймаешь, тем выше скидка
Как сделать интереснее
В играх с механикой Fruit Ninja полезные предметы можно не просто ловить, но и взаимодействовать с ними. В оригинальной игре — разрубать катаной фрукты, не реагируя на бомбы.
Fruit Ninja 2010 года
Катаной вжух-вжух от Пикабу и антивируса ESET
А можно поменять целевое действие. Не ловить полезное, игнорируя вредное, а наоборот пропускать полезное, уничтожая вредное. Такая механика используется в игре «Антиспам» от сотового оператора Т‑Мобайл.
«Антиспам» от сотового оператора Т‑Мобайл
А можно визуализировать результат и добавить эмоций. В игре «Жарим дома» от Aviasales и Tornado Energy игрок насаживает на шампур шашлык, маринованный лук и помидоры, каждый раз получая новую комбинацию ингредиентов. Потом этот шашлык можно обжарить и запить энергетиком.
«Жарим дома» от Aviasales и Tornado Energy. Благодаря продуманным деталям в игру хочется возвращаться несколько раз
Поиск пары — игра, в которой надо сопоставлять
Эта механика требует внимательности и хорошей памяти: нужно находить и ставить рядом одинаковые элементы — картинки, символы, фишки. Цель — собрать все пары.
- 1. Ограничений по времени обычно нет — можно обдумывать выбор и никуда не спешить. Поэтому порог входа ещё ниже, чем у раннеров и кэтчеров.
- 2. Проиграть нельзя — за ошибки не наказывают потерей «жизней» или ресурсов.
- 3. У игры есть финал — она завершается, когда найдена последняя пара.
Вы точно знаете эту механику по настольной игре «Мемори». На столе разложены парные карточки рубашками вверх. Игрок открывает по две карточки: если картинки на них одинаковые — откладывает в сторону, если картинки разные — опять переворачивает карточки, оставляя их в игре. Цель — как можно быстрее собрать максимальное количество пар.
Адаптация механики в нашей игре для АНО «Профразвитие»:
Как сделать интереснее
Усложнённая версия поиска пары — маджонг. Игроку нужно разобрать пирамиду из плиток, находя и удаляя пары с одинаковыми картинками. Цель — разобрать всю пирамиду или собрать определённую комбинацию плиток. В маджонге от Betboom и Кибер нужно собрать выигрышную комбинацию плиток.
Просто добавьте таймер — и поиск пары станет почти таким же динамичным, как раннер или кэтчер. Так был устроен поиск пары в первой версии Плюс Сити — достаточно собрать все предметы по двое и очистить игровое поле. Увы, сейчас эта механика недоступна, но имейте в виду, что так можно!
Поиск предметов — игра, в которой надо быть зорким
В таких играх нужно исследовать пространство, чтобы отыскать всех спрятанных персонажей или предметы. Таймера обычно нет, вся сложность в том, что на экране множество мелких деталей. Их нужно пристально изучить, чтобы пройти игру.
Это головоломка из детского журнала «Открой мир с Волли!». Среди толпы на пляже нужно найти Волли:

А это игра от MSI и Авиасейлс, в которой нужно искать цифровых кочевников с ноутбуками на пляже на Бали:

Тетрис
Головоломка, в которой нужно поворачивать блоки разной формы так, чтобы собирать из них сплошные горизонтальные линии. Готовые линии «сгорают» и приносят игроку баллы. Цель — не допустить, чтобы игровое поле заполнилось до самого верха.
- 1. Для управления нужны четыре кнопки: влево, вправо, повернуть и опустить. В мобильных версиях достаточно нажимать на определённую часть экрана.
- 2. Игра динамичная и требует быстрой реакции — во многих версиях скорость падения фигур постепенно увеличивается.
- 3. Можно обойтись даже без онбординга — все (ну почти) и так прекрасно знают, что такое тетрис.
В тетрисе от Авиасейлс «Нерезиновый пляж» вместо геометрических фигур нужно размещать на игровом поле отдыхающих. Награда — участие в розыгрыше авиабилетов.

Три в ряд — игра, в которой надо собирать комбинации
Игроку нужно соединять одинаковые предметы в ряды по три и больше. Как только ряд собран — предметы в нём лопаются, а сверху появляются новые. Цель — очистить всё игровое поле или выполнить квест: собрать определённую комбинацию, распаковать скрытые предметы.
- 1. Количество ходов ограничено — нужно тщательно продумать каждый ход.
- 2. Иногда предметы на игровом поле могут быть скрыты или связаны — чтобы освободить их, потребуется больше ходов.
- 3. Проходить сложные уровни помогают бустеры — они взрывают, стирают или другим способом уничтожают предметы вокруг.
А можно сделать игру бесконечной, сознавая всё новые и новые уровни из комбинации предыдущих. Автор этой статьи дошёл до 115-го уровня в игре Плюс Сити от Яндекса — и не собирается останавливаться.
Как сделать интереснее
Можно объединить игровые уровни общим сюжетом. В игре от букмекера «БЕТСИТИ» нужно собрать инвентарь для тренировки, подготовить экипировку для футболистов и сыграть в финальном матче, прежде чем получишь приз.
Затем игрок может продолжить проходить уровни уже без сюжета — зарабатывать баллы для любимой команды, чтобы вывести её в топ рейтинга на сайте.

Лабиринт — игра, с которой нужно выбраться
Головоломка, в которой нужно перемещаться по игровому полю, чтобы найти выход. По пути игрок собирает награды, преодолевает препятствия и обходит тупиковые маршруты.
Лабиринт устаревших технологий от PolyAI — классический образец этой механики. Но есть нюанс — из лабиринта невозможно выбраться, так же как с рутиной в работе колл-центров нельзя разделаться без автоматизации звонков:
Как сделать интереснее
Добавить опасностей. В игре Okko и Пикабу «Лабиринт сознания» нужно не просто искать выход, собирая полезные артефакты, но и убегать от призраков. Столкнёшься с ним — потеряешь жизнь и будет начинать заново. Награда для игрока — промокод на два месяца подписки за рубль.
Комбинировать лабиринт с другими механиками. Чтобы выбраться из лабиринта от LG «Лампочгуку нужна помощь», придётся играть в мемори и пятнашки, читать заметки о технологиях и проверять свои знания в тесте.

Змейка — игра, в которой нужно расти
Игрок управляет змеёй, которая непрерывно движется по экрану, собирает еду и растёт. Если змея укусит сама себя за хвост — игра прекратится. Задача игрока — направлять змею по игровому полю так, чтобы она выросла как можно длиннее. Классика — Классика — «Змейка» 1995 года для кнопочных телефонов Nokia.
В маркетинговых интерпретациях встречаются более необычные варианты. Например, в змейке от Авиасейлс и REDMOND игроку нужно управлять пылесосом, который ездит по комнате, собирать мусор и объезжать котов. Награда — скидка на пылесосы и участие в розыгрыше авиабилетов.
Как сделать интереснее
Добавить препятствий и дополнительных условий. Например, в змейке от СТС и Пикабу, которая анонсирует сериал «Галя, у нас отмена!», нужно избегать препятствий в виде холодильников и полок с фруктами. При этом важно подъезжать к тележкам только сзади — иначе случится авария.
Поймай крота — игра, в которой нужно хватать
В классической версии игры на экране расположены несколько нор, из них в случайном порядке показываются кроты. Игроку нужно как можно быстрее нажать на крота, пока он не спрятался снова. Цель — поймать как можно кротов и накопить баллы.
Как сделать интереснее
Добавить таймер и «вредные» предметы. В игре от Мегамаркета и Пикабу нужно на старте запомнить, какие предметы ловить, а каких избегать. За полезные получаешь баллы, за вредные — теряешь. Награда для игрока — скидка на покупку в маркетплейсе.
Тиндер-квест — игра, в которой нужно свайпать
Интерактивная история, которая разворачивается на карточках. В ней всегда два варианта развития сюжета: принимая решение, игрок свайпает карточки вправо или влево.
Тиндер-квест «Бояться Поздно» от Nord Beaver и Букмейт знакомит игрока с лором и героями одноимённой книги Шамиля Идиатуллина. Эта игра — часть маркетинговой компанию по продвижению книги.
Как сделать интереснее
Добавить возможность проиграть. Любая геймификация становится увлекательнее, когда выбор пользователя несёт в себе риски. Например, можно внедрить параметры, на которые влияет каждое принятое решение. Задача игрока — поддерживать баланс и не допускать, чтобы хоть один из параметров опустился до нуля.
Именно такую игру мы прямо сейчас разрабатываем для одного онлайн-кинотеатра. Как только выпустим её, тут будет ссылка.
Как использовать эти механики в маркетинговой кампании
- Забрендировать ассеты — как в платформере «Мамонты в кибервселенной».
- Дать гарантированный промокод за прохождение игры — как в кэтчере «Антиспам».
- Дать промокод при наборе определённого количества баллов — как в кэтчере «Катаной вжух-вжух».
- Внедрить прогрессивный промокод — как в кэтчере «Мишка ловит книжки».
- Разбросать части промокода по игровому полю — как в фантазиях авторов статьи.
- Включить в сюжет свои продукты — как в Лабиринте от PolyAI и змейке от Авиасейлс и REDMOND.
- Собирать контакты — как в нашей игре для АНО «Профразвитие»
- Растить узнаваемость бренда и лояльность аудитории — как в каждом из перечисленных спецпроектов.
Бесплатная консультация от CRM-group
Мы могли бы рассказать вам ещё больше — разобрать все возможные игры в жанре комбинатор, головоломка и поиск предметов. Могли бы, но статья не резиновая и уместить в неё весь обзор рынка не получится.
Если вы хотите запустить мини-игру, но пока не понимаете, что вам подойдёт — оставьте нам заявку. Проведём бесплатную консультацию.
Материал подготовили:

Марина Власова
продуктовый маркетолог отдела спецпроектов CRM-group, автор статьи

Виктор Бобров
руководитель направления спецпроектов, эксперт статьи
Подписывайтесь на обновления
Узнавайте об обновлениях в блоге первым
Отправляем только свежие статьи и кейсы
Мы так подробно разбираем нюансы маркетинговых игр, чтобы вы видели возможность разнообразить и сделать интереснее даже в самую простую механику. Игры, которые вызывают у аудитории эмоции и растят Retention Rate, не должны повторяться один-в-один. Инача геймификацию тоже ждёт баннерная слепота.
Марина Власова
продуктовый маркетолог отдела спецпроектов CRM-group