Бенчмаркинг: ключевые аспекты, методы и применение

Дата: 13 февраля 2024

Бенчмаркинг — это сравнение по разным показателям своих продуктов, услуг или процессов с конкурентами, эталонными компаниями отрасли или между отделами. Выбирая этот метод для анализа деятельности компании, можно понять, как организовать работу команды, улучшить продукт или выстроить отношения с аудиторией.

Для бенчмаркинга не стоит выбирать только конкурентов, нужно ориентироваться и на лучшие отраслевые практики.

Зачем нужен бенчмаркинг

У компаний, которые регулярно проводят сравнение с конкурентами и другими представителями отрасли, получается:

  • Совершенствовать внутренние операции. Наблюдение за конкурентами помогает увидеть, как лидеры выстраивают процессы. Например, какие диджитал-инструменты они используют для учёта финансов и других ресурсов. Получив эту информацию, можно приложить её к текущим задачам и воспользоваться, если это необходимо.
  • Понять, какие методы работают. После каждого бенчмаркинга можно внедрять лучшие практики в работу компании, а затем замерять каждый квартал, как они влияют на бизнес-показатели.
  • Снижать затраты. Использование лучших практик помогает оптимизировать процессы и в итоге экономить временные, трудовые и финансовые ресурсы.
  • Сохранять конкурентоспособность. Понимая, как работают конкуренты, перенимая их опыт, можно дольше и эффективнее оставаться на плаву и даже вырываться вперёд.

Виды бенчмаркинга

  1. Технический бенчмаркинг. Применяется для сравнения продуктов, в том числе их технических особенностей. Чаще всего его проводят проектировщики и продакт-менеджеры — они оценивают дизайн, полезность, пользовательские сценарии.
  2. Конкурентный бенчмаркинг. В этом случае сравнивают не только продукты, но и основные ценности, например, отношение к клиентам.
  3. Внутренний бенчмаркинг. Направлен на улучшение вашего бизнеса путём сравнения его с прошлыми данными вашей компании. При этом можно сравнивать между собой работу нескольких филиалов или подразделений.
  4. Стратегический или глобальный бенчмаркинг. В этом случае берут за ориентир не лидеров отрасли, в которой работает компания, а лидеров в других отраслях. Например, компания, продающая цветы, может поучиться командному менеджменту у лидеров NBA.

Принципы использования бенчмаркинга

В основе бенчмаркинга как метода исследования лежат четыре принципа: взаимность, аналогия, измерение и достоверность.

  1. Взаимность. Никакие сравнения и изменения невозможны, если сотрудники компании стремятся к разным целям и ставят разные критерии эффективности. Приступая к бенчмаркингу, все члены команды должны смотреть в одну сторону. Это не значит, что в компании все будут говорить одно и то же и не спорить друг с другом, но в процессе дискуссий они должны прийти к истине, которая устраивает всех.
  2. Аналогия. Проводя бенчмаркинг, важно сравнивать похожие процессы или результаты. Например, бессмысленно сравнивать наём сотрудников в армии и в бизнес-компании.
  3. Измерение. Все показатели, которые анализируют в бенчмаркинге, должны быть измеримы и в итоге оцифрованы. Тогда получится сравнивать их с показателями вашей компании, понимать, чем и в какую сторону они отличаются.
  4. Достоверность. Бенчмаркинг нельзя проводить на основе домыслов — важно использовать только точные данные. В этом и заключается главная сложность — нужно найти реальную информацию, подтвердить её в нескольких источниках.

Как проводить бенчмаркинг

Поставить цели

Бенчмаркинг не стоит проводить просто для тестирования метода. Важно понимать, что именно вы хотите изменить и каких показателей достигнуть. Лучше, если вы за один подход будете измерять показатели, связанные с одной целью, например, улучшением продаж.

Выбрать критерии

Избегайте выбора ключевых показателей эффективности как всего, что «было бы неплохо знать». Это затруднит анализ и отвлечёт внимание от ключевых факторов.

Выбрать объекты для сравнения

Решите, какие организации вы будете использовать для установления контрольных показателей. Существует четыре основные категории:

  • Отделы или другие бизнес-единицы вашей компании. Они могут помочь определить, эффективно ли вы используете ресурсы организации.
  • Прямые конкуренты. Информация о конкурентах часто носит довольно общий характер, но если вы найдёте точные данные, это будет самым лучшим вариантом бенчмаркинга.
  • Лидеры отрасли. Другие компании отрасли, которые не видят в вас конкурента, могут быть готовы поделиться своим передовым опытом.
  • Generic partners. Компании в любой отрасли, которые известны своим превосходством. Типовые компании, которые вы выбираете для сравнения, не обязательно должны быть всемирно известными. Достаточно найти успешные компании, устанавливающие стандарты в своих отраслях.

Определить инструменты исследования

Важно решить, какие данные вы будете собирать и как это делать. Чаще всего используют опросы, глубинные интервью, прямые контакты, открытые источники. Если компании не хотят делиться данными, предложите взаимообмен: вы даёте полезную информацию им, а они — вам.

Проанализировать результаты и запланировать изменения

Когда ваш сравнительный анализ выявит области, в которых вы, возможно, сможете добиться улучшений, проведите необходимые исследования, чтобы выяснить, что вам нужно сделать.

Следить за прогрессом

Настройте процесс оценки, а также систему постоянного сравнительного анализа. Помните, что целью является улучшение организации.

    Спасибо за подписку!

    Подтверждение придёт на ваш email в течение нескольких минут.

    Подписывайтесь на обновления

    Узнавайте об обновлениях в блоге первым

    Отправляем только свежие статьи и кейсы

      Подписываясь, вы соглашаетесь c условиями обработки персональных данных