Что такое KPI и как рассчитать ключевые показатели эффективности
Дата: 3 мая 2023
Key Performance Indicator — это ключевой показатель эффективности, который отражает качество работы в компании. Часто выглядит как план, который надо достичь. Выражается в числовом или процентном значении.
Зачем нужны KPI-показатели
Эти метрики используют, чтобы оценить, выполняет компания поставленные цели или нет и справляются ли сотрудники с работой. Всё это отражается в числах, а не строится на предположениях и интуиции. В итоге директора принимают взвешенные, аргументированные решения для управления бизнесом.
Читайте также
Ещё ключевые показатели нужны:
- Чтобы оценить, кто из сотрудников как работает. Ключевые значения помогают измерить и оценить работу каждого — на этой базе рассчитать, кому сколько бонусов полагается.
- Чтобы улучшить рабочие процессы. Через KPI находят слабые места в работе отделов и сотрудников, а потом способы, как их улучшить.
- Чтобы создать регламент. Сотрудники не всегда умеют планировать работу самостоятельно. Например, они могут откладывать срочные задачи и заниматься второстепенными. Но когда есть на что ориентироваться, понятно, на какой работе надо сосредоточиться в первую очередь, чтобы выполнить план, а что сделать позже.
Какие виды KPI существуют
Их различают по тому, что хотят с его помощью измерить. Всего выделяют четыре вида показателя:
- Результат. Оценивает, насколько качественно выполнил работу сотрудник или отдел. Используют, например, в технической поддержке, чтобы определить, смог ли оператор полностью решить вопрос клиента.
- Производительность. Отражает загрузку отделов и менеджеров. Такой показатель используют, чтобы рассчитать, допустим, сколько заказов подготовил на выгрузку кладовщик за час.
- Эффективность. Показывает, в каком соотношении результат работы и затраченные на его получение ресурсы. Используют, чтобы оценить окупаемость и рентабельность.
- Затраты. Показывает, сколько стоили ресурсы, которые компания потратила, чтобы что-то получить. Например, сколько потратили денег, чтобы обучить сотрудников работать в CRM-системе.
Как рассчитывать KPI
Нельзя рассчитать ключевые метрики по одной стандартной формуле. В каждом случае расчёт разный, потому что учитывает разные факторы.
Однако есть формула, которую используют, чтобы сравнить, во сколько раз фактическое количество работы отличается от нормы. Выглядит она так:
Формула KPI
Где:
- факт — реальный показатель;
- норма — средний показатель, принимают за стандарт;
- база — минимальный допустимый показатель.
Рассмотрим расчёт на примере.
Известно:
- базовый показатель — 50 звонков в день;
- норма — 75;
- фактически сотрудники звонили 67 раз.
Тогда считаем так:
KPI = (67 — 50) / (75 — 50) * 100% = 68%
Получается, сотрудники выполняют план на 68%.
Как внедрить и использовать KPI
Разберём по порядку.
Определить ключевые метрики
Сначала надо решить, зачем эти показатели компании, что ими будут контролировать и каких результатов пытаться достичь. Это поможет выбрать метрики.
Ещё важно продумать, что может повлиять на KPI: количество сотрудников, тип оборудования, современное ПО. Эти факторы учитывают, потому что они могут помешать или, наоборот, помочь сотрудникам и отделам компании достичь нужных результатов.
Построить матрицу KPI
Эта матрица отражает цели и процесс достижения одного или нескольких результатов — смотря сколько собирается внедрить компания. Обычно матрица состоит из следующих элементов:
Элемент | Зачем используется |
---|---|
KPI | Ключевая метрика эффективности. Отражает, что влияет на результат работы. |
Вес | Коэффициент влияния одного параметра на конкретный результат. В сумме по всем показателям должен равняться 1. |
База | Минимальное значение, которое определяет, выполнен ли план. |
Норма | Средний результат работы за прошлые периоды. |
Цель | То, что бизнес считает для себя выгодным. На неё ориентируются сотрудники и отделы бизнеса. |
Факт | Финальный результат, достигнутый персоналом. |
Индекс | Процентный показатель разницы между фактом и целью. |
Коэффициент результативности | Итоговый результат по всем показателям с учётом их веса. Считается по формуле: индекс 1 * вес 1 + индекс 2 * вес 2 + индекс 3 * вес 3. |
Разработать систему мотивации
Чтобы работник выполнял и даже перевыполнял KPI, он должен ощущать личную выгоду. Для этого используют бонусы и премии. Если сотрудник выполнил план, ему платят один бонус, а если перевыполнил — другой, повышенный.
Читайте также
Обучить сотрудников
Обучение помогает сотрудникам быстрее разобраться, как работают KPI и что надо делать, чтобы его достигать. На обучении объясняют цели, как контролируют и оценивают, какой профит получает сам сотрудник.
Проанализировать данные
Когда KPI будет работать, спустя время можно оценить ситуацию: повлияло ли внедрение показателя на достижение поставленных целей или нет. Если вдруг становится ясно, что что-то идёт не так, надо пересмотреть матрицу, цели, метрики, на которых базируется ключевой индекс, или систему мотивации сотрудников.
Когда KPI бизнесу не нужен
Иногда внедрение ключевых метрик слишком затратное: если внедрять их абсолютно на всех уровнях и процессах. Другая ситуация, когда внедряют KPI для 1–2 сотрудников — эта работа не окупается.
В такой ситуации стоит отказаться от таких целей или оставить только для самых важных задач. А если работу компании в принципе нельзя улучшить с помощью KPI, их надо убрать.
Основные метрики эффективности KPI
В интернет-маркетинге
В маркетинге для KPI выбирают метрики, которые позволяют оценить эффективность рекламы, её рентабельность и стоимость привлечения клиента, например:
CTR (Click through rate) — коэффициент кликабельности. Он показывает соотношение количества кликов и число показов.
CR (Conversion Rate) — коэффициент конверсии, который показывает, сколько пользователей из тех, что зашли на сайт, совершили целевое действие.
CPC (Cost Per Click)— стоимость клика.
LTV (LifeTime Value) — пожизненная стоимость клиентов. Это прибыль от одного клиента, которую получает компания за всё время работы с ним.
ROI (Return Of Investments) — окупаемость инвестиций. Показатель, отражающий доход, который принесли потраченные средства.
В продажах
Ключевые индексы эффективности в продажах связаны с прибылью и процессами, которые на неё влияют: качеством обслуживания, количеством сделок. А ещё:
- Динамикой продаж — скоростью роста продаж по сравнению с прошлым периодом.
- Средним циклом сделки — временем от знакомства с продуктом до совершения клиентов покупки.
- Средним чеком продажи — средней суммой всех совершенных сотрудником сделок.
- Конверсией продаж — соотношением закрытых сделок и общего количества потенциальных клиентов.
На производстве
Такие KPI затрагивают процесс производства:
- Процент брака — отношение бракованных изделий к общему количеству товаров в партии.
- Качество товара — насколько произведённая продукция соответствует параметрам и стандартам.
- Объём производства — отношение выполненных работ или произведённой продукции к плановому показателю.
В управлении персоналом
KPI в управлении персоналом помогает оценить эффективность кадровой политики компании:
- Срок закрытия вакансии — период, за который компания нанимает нового сотрудника.
- Индекс удовлетворённости персонала — показатель того, насколько сотрудникам комфортно работать.
- Коэффициент текучести — отношение количества выбывших работников к общему количеству сотрудником.
- Индекс лояльности — насколько сотрудники готовы рекомендовать компанию как работодателя.
KPI: ключевое
- KPI — это показатель эффективности процессов в компании. Он может быть выражен в числовом или процентном значении.
- Ключевые показатели эффективности помогают оценить, как успешно компания движется к поставленным целям. Это нужно для мотивации персонала, оценки их работы, планирования бизнес-процессов и составления прогнозов.
- KPI бывают разных видов в зависимости от специфики бизнеса и отдельных задач. Выделяют четыре больших вида: результата, производительности, эффективности и затрат.
- Внедрять ключевые показатели в компанию нужно постепенно: сначала поставить цели, определить, какие показатели для них нужны, затем построить матрицу и разработать систему мотивации. На последнем шаге обучить персонал.
- Если показатели не приносят пользы, а только отнимают ресурсы и увеличивают затраты, возможно, стоит пересмотреть, правильно ли выбраны метрики для показателя, стоит ли их использовать в работе конкретных сотрудников и отделов.
Подписывайтесь на обновления
Узнавайте об обновлениях в блоге первым
Отправляем только свежие статьи и кейсы