Экономика программы лояльности: как построить финансовую модель

Дата: 9 июня 2023

78% россиян пользуются программой лояльности, а на одну семью приходится до 16 платных и бесплатных программ. ПЛ — привычный инструмент бизнеса, который помогает компаниям узнавать больше о покупателях, а клиентам — получать выгоду при покупках. Чтобы оценить окупаемость ПЛ для компании, используют финансовую модель.

Финансовая модель ПЛ — это денежный фундамент программы:

Программа лояльности — это система вознаграждения клиентов компании.

Полное описание
  • расходы на разработку, внедрение и поддержку системы;
  • прогнозы выхода к безубыточности, окупаемости и прибыли.

Как формируется финансовая модель ПЛ

Фиксированная скидка или списание бонусов по-разному сказывается на экономике ПЛ. Разберём распространённые механики поощрения:

Тип поощрения Как работаетПримеры
БаллыКлиент совершает целевое действие и получает за него фиксированное или повышенное количество баллов.

Примеры действий: регистрации в сервисах, загрузка приложений, участие в опросах.
«Самокат» предлагает клиентам проходить игры и зарабатывать баллы. 

Если клиент наберёт нужное количество очков — получит промокод на скидку.

КешбэкКлиент совершает целевое действие и получает за него деньги сразу или спустя время.«Альфа-Банк» предлагает владельцам дебетовой карты кешбэк 5% в трёх категориях покупок и 1% на остальные.
СкидкиКлиент получает фиксированную скидку на товары и услуги компании или партнёров.

В некоторых программах лояльности процент скидки определяется по сумме покупок или другими факторам.
Lamoda даёт фиксированную скидку 5–25% по проценту выкупа.

«Магнит» возвращает бонусами 0,5–2% за покупки до 11 000 ₽.
Бесплатные товарыКлиент покупает пять штук одного товара и получает шестой в подарок — количество зависит от конкретной ПЛ.Coffee Like дарит бесплатную чашку кофе, когда у покупатель наберёт нужное количество баллов.
Платные бонусыКлиент оформляет подписку на программы лояльности и получает условия выгоднее: выше скидки, больше бонусного или денежного кешбэка.«Тинькофф» предлагает владельцам дебетовых карт платную подписку «Тинькофф Pro» — там ниже стоимость обслуживания и выше процент по вкладам.
Механики поощрения в программе лояльности

Выберите тип программы лояльности и придумайте правила работы — как будут начисляться и списываться баллы, уровень фиксированной скидки или целевые действия за подарки. 90% компаний используют бонусную механику, где 1 бонус — 1 ₽.

Составьте финансовую модель для каждого типа программы лояльности и выберите свою по аплифту — приросту оборотного капитала.

Параметры финансовой модели

Экономика программы лояльности держится на семи китах:

  1. Выручка и воронка продаж. Составляете план, как мотивировать клиентов вступать в программу лояльности, какие результаты по выручке ждать каждый месяц.
  2. Постоянные и переменные расходы. Выделяете бюджет на создание концепции программы лояльности, рекламное продвижение, наём персонала, программ (GetMeBack, Mindbox) и так далее.
  3. Чистая прибыль. Прогнозируете прирост прибыли на следующий год без программы лояльности и с ней. Возьмите информацию с прошлых лет, учтите сезонность бизнеса и проанализируйте поведение покупателей. Сколько из них смогли бы стать участниками программы уже сейчас и потянет ли компания расходы, когда они начнут пользоваться выгодой.
  4. Оборотный капитал. Рассчитываете, как поменяется оборотный капитал компании с учётом программы лояльности.
  5. Кредиты. Решаете, будете ли брать кредиты на разработку или внедрение программы.
  6. Отчёт о движении денежных средств. Определяете разницу между доходами и расходами на период разработки, внедрения и поддержки программы — например, на один или два года. Если брать короткие периоды — полгода, год — скорее всего, денежный поток будет отрицательным. А ещё он может быть отрицательным в периоды, когда часть покупателей начнёт списывать баллы.

Сам расчёт непростой — рекомендуем попробовать Tableau, Power BI или обратиться к профессиональным аналитикам.

Как оценить экономическую эффективность ПЛ

Считаете срок окупаемости программы лояльности — когда совокупная прибыль будет равна размеру инвестиций или станет больше.

Например, потратили на разработку и внедрение ПЛ 10 млн, она работает уже три года, а участники принесли компании на 5 млн прибыли больше, чем клиенты без ПЛ. Значит, программа окупится за 6 лет с момента внедрения.

Как ПЛ влияет на аплифт и удержание клиентов

Программа лояльности помогает удерживать клиентов и постепенно увеличивать средние чеки. 79% клиентов с большей вероятностью продолжат сотрудничать с компанией благодаря программе лояльности, а 60% покупателей готовы оформлять даже платные подписки, чтобы сэкономить больше.

Результаты брендов благодаря программе лояльности:

  • United Colors of Benetton увеличил срок жизни клиента на 10,3%.
  • X5 Group уменьшили отток клиентов на 20%.
  • «Ашан» увеличил средний чек участников ПЛ на 43%.

По исследованию Direct Service компании анализируют следующие показатели программы лояльности:

Ещё оценивают NPS и полноту клиентской информации: сколько покупателей заполнили телефон, электронный адрес и так далее. Больше контактов — больше выбор каналов, чтобы общаться с клиентами.

Чтобы получить объективные результаты, измерьте показатели до внедрения программы лояльности и после.

Рекомендации по оптимизации финансовой модели

  1. Предложить больше бонусов вовлечённым участникам. Московский интернет-магазин косметики Spadream периодически делает промокоды на дополнительную скидку, которая суммируется с клиентской персональной — в итоге процент выгоды выше.
  2. Запустить платную подписку. Ozon предлагает покупателям оформить Premium: бесплатная курьерская доставка, возврат товаров в течение 60 дней и доступ к кинотеатру Kion. Здесь важно подчеркнуть явную пользу для клиента: подписчики Ozon экономят около 547 ₽ в месяц.
  3. Использовать бонусы — они стимулируют повторные покупки. «Магнит» использует три уровня бонусов: 0,5% при покупке до 5 000 ₽, 1% — от 5 000 ₽ и 2% — от 10 000 ₽. В мобильном приложении пользователи видят, сколько ещё денег нужно потратить для перехода на новую ступень.
  4. Ограничить время предложений. Ozon запустил новый формат сгораемых бонусов — мили. Покупатели получают баллы за участие в акциях и оплачивают ими до 5% стоимости билетов на самолёты и поезда.

Чек-лист: как построить финансовую модель программы лояльности

  1. Выберите тип поощрений — баллы, кешбэк или бесплатные товары.
  2. Придумайте правила работы ПЛ: начисления и списания баллов, размер и условия получения скидок и так далее.
  3. Проанализируйте информацию по продажам — сколько клиентов всего, сколько покупает повторно и на какие средние чеки. Выясните долю клиентов, которые уже могут участвовать в потенциальной программе лояльности: от этого зависят прогнозы других финансовых показателей.
  4. Рассчитайте финансовые показатели модели: как с ней изменится выручка, расходы, чистая прибыль, оборотный капитал и движение средств.
  5. Определите сроки окупаемости.

    Спасибо за подписку!

    Подтверждение придёт на ваш email в течение нескольких минут.

    Подписывайтесь на обновления

    Узнавайте об обновлениях в блоге первым

    Отправляем только свежие статьи и кейсы

      Подписываясь, вы соглашаетесь c условиями обработки персональных данных