Что такое Customer Development

Дата: 14 марта 2023

CustDev (сокращение от англ. Customer Development — создание или развитие клиента) — это процесс разработки продукта, основанный на сборе данных о требованиях и пожеланиях клиентов.

Продакт-менеджеры интервьюируют потенциальных клиентов, чтобы узнать их потребности, определить боли и ожидания. Обычно CustDev состоит из нескольких этапов, в которые входят не только интервью, но и анализ конкурентов, ценообразование и состояние рынка.

Чем CustDev отличается от других подходов

Классические проектные методы подходят для управления уже существующими компаниями и не учитывают сложности, с которыми сталкивается бизнес при создании нового продукта, поиска своей аудитории и выхода на рынок.

CustDev отличается от таких проектных подходов тем, что он нацелен на поиск новых клиентов и определение преимуществ продукта с минимальными затратами. В таком исследовании на целевой аудитории тщательно проверяют гипотезы вместо поэтапного планирования и разработки.

Кому и зачем нужен CustDev

Иногда случаются ситуации, когда бизнес руководствуется не реальными болями и проблемами целевой аудитории, а собственными предположениями и гипотезами. Но эффективнее будет заранее узнать требования ЦА и создать подходящий продукт, чем рисковать и выпускать непроверенный.

Эксперимент, построенный по определённым правилам и позволяющий проверить гипотезы о том, как оптимизировать пользовательский опыт, называется A/B-тестом.

Полное описание

Customer Development будет полезен тем, кто планирует вывести новый продукт на рынок. Он поможет:

  • исследовать аудиторию и составить профили клиентов;
  • узнать потребности рынка и целевой аудитории, чтобы создать полезный и востребованный продукт;
  • определить направление для развития продукта;
  • найти слабые места продукта и устранить их, тем самым снизив риски и сэкономив бюджет.

Преимущества и недостатки Customer Development

Главный плюс Customer Development — это объективное тестирование продукта перед запуском. С его помощью владелец может узнать спрос на свой продукт и выявить возможные риски, прежде чем инвестировать в его продвижение или производство.

Основным недостатком CustDev является ресурсоёмкость. Такое исследование занимает много времени и отнимает много сил команды: это разработка списка гипотез, создание концепции, поиск респондентов, готовых принять участие в опросах, проведение интервью и последующая систематизация результатов.

Этапы Customer Development

Стив Бланк, создатель подхода Customer Development, выделяет четыре основных этапа.

customer development этапы

Модель Customer Development Стива Бланка

Customer Discovery: выявление потребителя

Это этап сбора информации для определения потенциальных покупателей продукта. Главный вопрос Customer Discovery — «Кому нужен наш продукт?» Customer Discovery позволяет оценить жизнеспособность концепции и указать на моменты, которые стоит добавить или исправить.

Customer Validation: верификация потребителя

На этапе Customer Validation создаётся Minimal Viable Product (MVP) — версия продукта с базовой функцией или несколькими минимальными функциями, чтобы проверить гипотезы о будущем товаре и потенциальных покупателях. MVP обладает базовыми функциями, которые решают проблему пользователя. Важно, чтобы пользователь захотел купить товар уже на этом этапе.

MVP (Minimum Viable Product) — это первая версия продукта с минимальным набором функций, которая позволяет проверить гипотезу о том, что продукт будет пользоваться спросом на рынке.

Полное описание

Для этого периода характерна определённая последовательность действий:

  1. выпустить MVP — первую версию продукта с ограниченным набором функций, который решает проблемы клиентов;
  2. представить продукт аудитории и получить обратную связь;
  3. изменить MVP с учётом обратной связи покупателей;
  4. снова показать продукт и собрать комментарии;
  5. доработать конечный продукт.

Создание итогового продукта должно происходить только после того, как он станет полностью рабочим.

Customer Creation: расширение клиентской аудитории

На этапе Customer Creation уже есть вся необходимая информация, включая первых клиентов, которые приобрели выпущенный продукт. Теперь следует сосредоточиться на увеличении количества покупателей и запуске общих продаж. Для этого привлекайте клиентов и побуждайте их к использованию вашего продукта через СМИ и социальные сети, чтобы добиться максимального охвата аудитории.

Выстраивание компании

На этом этапе происходит структуризация бизнеса, а созданный продукт превращается в полноценную компанию. Такая компания уже набирает обороты на производстве, может привлекать новых клиентов и поддерживать рост продаж. Здесь важно учесть все ошибки и не допускать их при масштабировании, а также сохранить и улучшить то, что уже достигнуто.

Система управления бизнес-процессами, которая делит сложные процессы на простые шаги, чтобы ими было легче управлять, а также назначает исполнителей этих шагов — ответственных сотрудников, называется BPM или Business Process Management.

Полное описание

Как проводить исследования СustDev

Формируем гипотезу

На этом этапе проводится исследование потребностей: бизнес узнаёт, в каких продуктах нуждается потребитель, чего ему не хватает, а также занимается исследованиями рынка.

Выбираем сегмент

В CustDev аудитория делится на группы на основе демографических характеристик (например, пол, возраст, семейное положение), поведенческих особенностей (например, привычки, покупки, востребованные услуги), географии и социального статуса. Сегментация помогает персонализировать предложения, чтобы сделать их актуальными, и определить приблизительную цену продукта, которая будет приемлема для покупателя.

Составляем перечень вопросов

Вопросы помогают найти боли клиентов, выявить потребности и понять, как лучше их удовлетворить. В зависимости от продукта списки вопросов могут различаться, однако в целом важно обсудить с клиентами следующее:

  • Как клиенты в настоящее время пользуются продуктом, сколько они платят за него, насколько они довольны выбором?
  • Что делает его неудобным?
  • Как можно решить их проблему эффективнее?
  • Что произойдёт, если не решить проблему?
  • Когда в последний раз пользователь сталкивался с этой проблемой и какие эмоции она у него вызвала?

Важно, чтобы вопросы были открытые и побуждающие к объяснению, — так ответы респондента будут более подробными и полными.

Находим респондентов

Каждый опрашиваемый респондент — это потенциальный покупатель продукта. Чем больше людей вы опросите, тем глубже получится узнать и понять аудиторию. Искать респондентов можно в разных источниках: среди знакомых и друзей, в социальных сетях, на личных мероприятиях. При поиске важно не забывать, что такие люди должны попадать в целевую группу исследования, а самих респондентов стоит предупреждать, что это не короткий опрос, а интервью с открытыми вопросами.

Проводим интервью

Интервью можно проводить с разными целями, поэтому они подразделяются на два вида: проблемные и решенческие.

Проблемное интервью проводят для того, чтобы подтвердить гипотезу, найти боли аудитории, выявить потребность пользователей в продукте. Такие интервью проводят ещё на этапе идей, чтобы отсеять неудачные.

Решенческое интервью проводят, когда респондент пользуется продуктом или его прототипом, после чего делится обратной связью. Это позволяет протестировать продукт и найти недостатки на практике.

Любые интервью стоит проводить с видеозаписью, чтобы иметь возможность вернуться к ответам и сделать расшифровку. Респондентов нужно предупредить, что интервью записывается. Среднее время опроса — 20–30 минут. На слишком коротком интервью можно потратить время впустую и не погрузиться в детали, а если затянуть опрос, то респондент устанет отвечать на вопросы.

Систематизируем данные

Результаты по итогам интервью можно объединить в таблицу. Например, сразу добавить расшифровку в таблицу или добавить ссылки на интервью и комментарии команды. Универсального шаблона нет — создавайте такую таблицу, в которой учитывается вся важная информация для конкретного проекта. Кроме того, для визуализации результатов можно использовать графики и карты, например, сделать mind-map в Miro.

Выводы

Customer Development — это метод работы с продуктом, который заключается в получении обратной связи от пользователей или покупателей. Они тестируют продукт или делятся прошлым опытом во время глубинных интервью. Цель таких интервью — узнать больше о целевой аудитории, их потребностях и болях, чтобы учесть полученные данные в разработке и создать полезный продукт. CustDev — ресурсоёмкий процесс, однако у него есть плюсы: такие исследования позволяют найти слабые места продукта и устранить их до запуска в массовое производство, что сохранит бюджет компании.

    Спасибо за подписку!

    Подтверждение придёт на ваш email в течение нескольких минут.

    Подписывайтесь на обновления

    Узнавайте об обновлениях в блоге первым

    Отправляем только свежие статьи и кейсы

      Подписываясь, вы соглашаетесь c условиями обработки персональных данных