Модель AS IS: определение, применение и преимущества в бизнесе

Дата: 2 мая 2024

AS IS («Как есть») — это модель для описания бизнес-процессов в организации. С её помощью фиксируют и визуализируют, как организованы процессы прямо сейчас, в данный момент.

AS IS фиксирует, как построена работа в реальности, а не на бумаге. Например, в компании есть гайд по постановке задач. Но его никто не использует, и именно это будет отмечено в AS IS. В итоге можно выявить проблемные места и сложности и понять, насколько необходимы те или иные изменения.

Большая схема бизнес-показателей с фокусом на клиенте

Скачать и пользоваться

Чаще всего модель AS IS используют в связке с TO BE. В ней фиксируют то, как компании хочется работать ближайшее время. AS IS будет стартовой точкой, а TO BE — финишной.

модель as is

Пример нотации AS IS для работы хлебозавода

Преимущества использования AS IS

AS IS помогает:

  1. Увидеть, как выстроены процессы на самом деле. В компании, где больше 100 человек, руководителю может казаться, что всё работает так, как указано в документах. При фиксации дел можно увидеть реальную картину.
  2. Понять, кто из сотрудников за что отвечает. Прописывая роли на каждом этапе, можно разобраться, кто несёт основную ответственность, а кто, наоборот, не выполняет важных задач.
  3. Выявить слабые зоны. При моделировании становится видно, куда тратится множество ресурсов, но они не приносят большого результата. Например, может оказаться, что при небольшом потоке входящих звонков в кол-центре работает пять человек.
  4. Сформировать единое видение процессов у всей команды. Во-первых, при моделировании получится сформировать единый язык и назвать все процессы одинаково. Во-вторых, каждый сможет увидеть слабые и сильные места, предложить свои идеи для улучшений.

Какие пункты входят в шаблон AS IS

При создании модели AS IS чаще всего используют следующие компоненты:

  • Название процесса. Важно точно описать, что говорите о постановке задач от менеджеров исполнителям. Если этот процесс в разных отделах отличается, укажите конкретнее.
  • Роли. Важно отразить все роли, которые используются. Для этого важно опросить всех участников, чтобы не упустить те или иные роли.
  • Действия. Это функции, которые выполняет каждый участник. Важно описывать их как можно конкретнее: не «поставить задачу», а «создать карточку задачи в таск-менеджере».
  • Точки входа и выхода. Описав их, можно понять, где начинается, а где заканчивается процесс. Например, точка входа при постановке задачи— запрос от клиента или руководителя, а точка выхода — задача, которую исполнитель понял и взял в работу.
  • Инструменты. Здесь можно указать инструменты, например, таск-менеджеры, которые использует команда.
  • Гипотезы. Описав бизнес-процесс, можно зафиксировать гипотезы о том, почему он работает не так, как нужно, и о том, как его можно улучшить.
Соберём и проанализируем данные, чтобы найти точки роста
Узнать, как делаем

Как создать карту AS IS

  1. Определить бизнес-процесс. На старте лучше брать, например, постановку задач или увольнение сотрудника — здесь задействовано не так много участников, и длится он не очень много времени.
  2. Изучить, как устроен процесс. Для этого нужно определить всех участников и провести с каждым интервью: какие есть шаги и обязанности, кто их выполняет, что конкретно делает.
  3. Создать модель. Можно использовать информацию, полученную от сотрудников, и компоненты, которые мы описали выше.
  4. Визуализировать модель. Старайтесь не писать сочинение, а составлять схему — блок-схема поможет вам лучше, чем 10 страниц текста.

    Спасибо за подписку!

    Подтверждение придёт на ваш email в течение нескольких минут.

    Подписывайтесь на обновления

    Узнавайте об обновлениях в блоге первым

    Отправляем только свежие статьи и кейсы

      Подписываясь, вы соглашаетесь c условиями обработки персональных данных