Юридические аспекты CRM‑маркетинга

Дата: 8 июня 2023

CRM-маркетинг — коммуникации с клиентами, в которых мы используем персональные данные этих клиентов. Например, имя и email адрес. Главная цель таких коммуникаций — увеличить продажи.

В статье разберёмся, какие правовые аспекты входят в CRM-маркетинг и как оставаться законопослушным CRM-агентством или компанией с инхаус-коммуникациями: email-, СМС-рассылками, пушами и другими способами информирования пользователей.

Как работать с клиентскими данными

Чтобы бизнес мог общаться с целевой аудиторией, строить путь пользователя (CJM) и единый пользовательский профиль (SCV), нужны данные о клиенте. И чем больше этих данных будет, тем лучше. Они могут быть:

Customer Journey Map, CJM или карта путешествия клиента — это схема, которая отображает, как клиент проходит путь от знакомства с брендом до покупки.

Полное описание
  • идентификационные — Ф. И. О., пол, адрес, контакты;
  • количественные — всё, что показывает взаимодействие человека с брендом: например, просмотры сайта, брошенные корзины, обращения в техподдержку;
  • социально-демографические — семейный статус, образование, профессия;
  • качественные — потребности и мотивация клиента; так мы понимаем, почему человек делает какой-то выбор.

Закон относится к персональным данным очень серьёзно. Статья 24.1 Федерального закона № 152 ФЗ «О персональных данных» указывает ответственность за нарушения вплоть до уголовной. А если отправить человеку письмо на адрес, который получили незаконно, можно получить штраф от 100 до 500 тысяч рублей.

Чтобы запустить email-рассылку, достаточно идентификационных данных. Но даже их нельзя просто получить. Нужно:

  1. Обеспечить надёжное хранение персональных данных.
  2. Рассказать клиенту, зачем нам обрабатывать его данные.
  3. Получить от клиента согласие на их обработку.
  4. Собрать данные.

Это регламентируют Федеральные законы «О рекламе» и «О персональных данных». А также регламенты GDPR и CCPA, о которых рассказываем дальше.

Что учитывать при запуске маркетинговых активностей

Правовые требования к маркетинговым активностям в сети включают в себя DOI и запрет на спам, регламенты GDPR и CCPA, защиту авторских прав. Посмотрим на них подробнее.

Когда пользователь подписывается на рассылку, он подтверждает своё согласие получать письма. Обычно он жмёт на кнопку «Подтвердить» на сайте. Но иногда нужно выполнить ещё один шаг: подтвердить согласие из письма. Такое двойное подтверждение называется Double Opt-In.

Полное описание

DOI и запрет на спам

Спам — любая нежелательная коммуникация. Неважно, по электронной почте, СМС или телефонным звонком. Если кто-то пожалуется на вашу рассылку в ФАС, можно получить штраф до полумиллиона.

Отдельного закона о спаме в России нет. По крайней мере, на момент написания статьи. Зато есть Федеральные законы «О рекламе» и «О персональных данных» — из них можно вынести главные требования к рассылкам:

  • Отправлять что-то адресату можно только с его предварительного согласия на конкретную рекламную рассылку. Важный момент — если абонент согласился на вашу рассылку, а вы не сможете этого доказать, можно получить штраф.
  • Применять нелегальные базы адресов для рассылки нельзя — это нарушает закон «О персональных данных».
  • использовать персональные данные человека — имя, email адрес, номер телефона — можно с предварительного согласия на конкретный вид коммуникации. Нельзя получить согласие только на СМС-рассылки, а отправлять электронные письма.

Если получатель вводит в форму свой email и номер телефона, а ниже отмечает чекбокс «Согласен получать рекламную рассылку» — этого достаточно, чтобы отправлять рассылки через email и СМС.

GDPR и CCPA

GDPR — общий регламент по защите данных. Его нормы обязательны для всех стран ЕС. GDPR предполагает, что бизнес получает и обрабатывает персональные данные законно, причём берет эти данные в минимально возможном объёме. А хранить их обязуется временно, пока не достигнет поставленной клиентом цели.

Все эти нюансы можно расписать в политике конфиденциальности. Составить её нужно так, чтобы понять мог любой пользователь.

Также GDPR требует, чтобы у компании был сотрудник по защите информации — DPO.

Надо ли вам соблюдать GDPR? Да, если:

  • ваша организация зарегистрирована в ЕС или является филиалом такой компании;
  • если пользователи из ЕС оставляют личные данные на вашем сайте;
  • если вы предлагаете товары и услуги гражданам ЕС. Даже бесплатные.

CCPA — закон Калифорнии о защите персональных данных потребителей. От GDPR отличается лишь компаниями, на которые распространяется. CCPA должны соблюдать компании с валовым доходом более 25 млн $ или те, кто продаёт или предоставляет доступ к данным более 50 000 пользователей.

Защита авторских прав

В Гражданском кодексе РФ расписано, на что распространяется авторское право. Если коротко — это всё, что создано другим человеком. А значит, нельзя использовать такие произведения в рассылках без согласия автора. Штрафы за это варьируются от 10 тысяч рублей до нескольких миллионов, в зависимости от нарушения.

Как можно нарушить авторские права email-рассылкой:

  • Использовать чужой дизайн. При этом следовать брендбуку вашего заказчика можно. Главное, не копировать чужие готовые решения.
  • Взять чужие фото. Например, использовать в рассылке частные фотографии клиентов или украденные с фотостоков иллюстрации.
  • Скопировать чужой текст. Разумеется, можно использовать текст заказчика из ТЗ. Но дословно забрать в письмо чужой комментарий из интернет-магазина — плохая идея.

Какие другие законы и правовые акты регулируют CRM-маркетинг

В России нет нормативных актов, которые регулируют интернет-маркетинг. Поэтому CRM-агентствам приходится опираться на законы, которые действуют для маркетинга организаций и ИП.

Чтобы разобраться, мы собрали ключевые регламенты и выбрали из них самое важное. Разделили всё на два блока: название закона и чем он важен для CRM-агентств.

Проведение опросов

Федеральный закон № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27.07.2006

Чем важен

Закон подтверждает, что люди и организации могут искать информацию в любых формах и из любых источников, если соблюдают требования законодательства.

А ещё он делит информацию на общедоступную и ограниченную:

  • Общедоступная и так всем известна. Использовать её можно как хочешь, но в рамках закона.
  • Ограниченная важнее. Это сведения государственной, коммерческой, служебной и других тайн. С ней важно сохранять конфиденциальность.

Маркетинговые исследования

Федеральный закон № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006

Чем важен

Закон определяет понятие «персональных данных» — это любая информация, которая относится к определённому или определяемому физическому лицу.

Нельзя обрабатывать эти данные без согласия самого человека. Если только речь не об исключениях, но маркетинговые исследования к ним не относятся.

Продвижение услуг

Закон № 2300-I «О защите прав потребителей» от 07.02.1992

Чем важен

Закон утверждает, что в рекламе товаров и услуг должны быть указаны:

  • наименование;
  • основные свойства;
  • цена и правила оказания услуг.

Сделать это можно хотя бы отсылкой на сайт исполнителя или продавца.

Федеральный закон № 38-ФЗ «О рекламе» от 13.03.2006

Чем он важен

Это основной закон, который регулирует продвижение товаров и услуг. Например, он запрещает недобросовестную рекламу и продвижение запрещённых товаров. Также требует согласие получателя на рекламу и запрещает спам.

Какие документы нужны для CRM-маркетинга

Работая с тысячами адресатов и клиентов, вы должны будете следовать следующим регламентам:

  1. Политика конфиденциальности — рассказывает пользователям, для чего и какие их данные вы собираете.
  2. Поручение на обработку персональных данных — без него нельзя работать с личными данными абонентов. Даже использовать email-адрес.

Если вам нужен доступ к статистике и метрикам клиента, может потребоваться третий документ — соглашение о неразглашении коммерческой тайны. Это необязательное требование — некоторые компании дают данные без NDA.

Меры по защите клиентских данных

Разберём тезисно, что можно предпринять для комплексной защиты информации ваших клиентов.

Распределить уровни доступа к информации среди сотрудников. Например, копирайтер может открывать редполитику, дизайнер — брендбук, но доступ к финансовой информации будет только у вашего менеджера.

Создать и интегрировать регламент по работе с клиентскими данными. Документ указывает, кто, когда и как может запрашивать информацию у клиента и как долго ей распоряжаться.

Подключить к работе DPO — специалиста по защите данных, который следит за соблюдением регламентов. Он может выступать посредником между клиентом и тем, кто запрашивает данные у клиента.

Использовать сложные пароли и лицензионные программы. Иначе велика вероятность, что злоумышленники получат доступ к клиентским данным.

Установить SSL-сертификат на сайт, если собираете через него данные клиентов.

Использовать CDP — платформу для объединения и защиты данных из разных источников.

Приготовить план действий на крайний случай, если данные всё же утекут. Например, заранее подобрать специалиста по Data Security.

Наш опыт

Что мы делаем в CRM-group, чтобы соответствовать требованиям закона при организации рассылок:

  1. Собираем у заказчиков письменные гарантии, что все подписчики согласились получать рекламу.
  2. Актуализируем базы подписчиков, чтобы в них остались только активные и согласные на рассылку абоненты.
  3. Проверяем, чтобы в виджетах по сбору согласий на рассылку были отдельные чекбоксы на обработку персональных данных и на получение рекламной рассылки. Подписаться на рекламу без согласия на обработку ПД нельзя.
  4. Проверяем, чтобы в вёрстку не попали чужие изображения. Например, создаём их сами либо покупаем на фотостоках. Разумеется, если заказчик на это согласен, а у фотостока есть соответствующая лицензия.
  5. Если изображения предоставляет заказчик — берём гарантийное письмо о том, что это не нарушает прав третьих лиц и всю ответственность несёт заказчик.
  6. Подписываем с заказчиками поручение на обработку ПД, чтобы были законные основания для работы с их клиентской базой.
  7. Соблюдаем закон о персональных данных. Также ввели внутренний регламент по работе с ПД.
Построим и автоматизируем CRM-маркетинг
Узнать подробности

Автор статьи

Сергей Белоножкин

редактор контент-агентства Monk

    Спасибо за подписку!

    Подтверждение придёт на ваш email в течение нескольких минут.

    Подписывайтесь на обновления

    Узнавайте об обновлениях в блоге первым

    Отправляем только свежие статьи и кейсы

      Подписываясь, вы соглашаетесь c условиями обработки персональных данных