![](https://crmgroup.ru/wp-content/uploads/2023/10/trigger-communications-map.jpg)
Это не просто красивые картинки: наши стандарты, чтобы строить карты триггерных коммуникаций
Дата: 21 сентября 2023
Триггерными называются коммуникации, которые отправляются автоматически в ответ на действие или событие, связанное с пользователем. Вот несколько примеров триггеров:
- welcome-письма — приветственные имейлы в ответ на регистрацию или подписку на рассылку;
- уведомления, связанные с заказами: например, подтверждение заказа, брошенная корзина;
- рассылки с просьбой пройти опрос или оставить отзыв после покупки;
- реактивационные коммуникации, которые мотивируют пользователя совершить целевое действие.
Казалось бы, что для опытного маркетолога сложного в сборе триггерной цепочки? Набросал схему, собрал письма — и можно отправлять. Попробуйте такой подход, а потом возвращайтесь читать эту статью.
Рассказываем, какие у нас в компании стандарты оформления триггерных цепочек и почему карту рассылок должна быть одновременно информативной и неизбыточной. А ещё в такой карте важно учесть не только последовательность отправки триггерных рассылок, но и все значимые события и параметры получателя.
Зачем нам понадобились стандарты для построения триггерных коммуникаций
Мы заметили, что многие члены команды стали строить триггерные цепочки хаотично — без понимания логики чужих схем. Тогда мы решили создать стандарты схематичного оформления триггерных рассылок.
Прежде чем запускать триггеры в платформе, нужно определить:
- цель коммуникации;
- сегмент подписчиков;
- события и их варианты в цепочке;
- коммуникации, которые будем отправлять;
- время отправки или задержки коммуникации.
Затем нужно отрисовать и скорректировать цепочку: убрать избыточные элементы, добавить пояснения и согласовать её с другими сценариями.
Такая схема может понадобиться, например, менеджеру — для настройки триггеров, проверки и приоритизации, дизайнеру и автору — чтобы понимать логику триггерной рассылки.
BPMN (Business Process Model and Notation) — язык моделирования бизнес-процессов, который помогает связать визуальную составляющую проекта с его воплощением.
Подробнее о том, как объяснять сложные процессы с помощью блок-схемСхема цепочки используется практически на каждом этапе разработки коммуникации:
- во время брейншторма и написания текста — чтобы предложения и CTA были релевантными для каждой стадии пути клиента;
- на этапе настройки и тестирования — чтобы настраивать отдельные коммуникации в контексте общей логики и ничего не пропустить;
- при оценке результатов — чтобы анализировать не отдельные кампании, а всю триггерную цепочку.
Мы выявили три основных проблемы в оформлении цепочек:
- Все оформляли цепочки по-разному. Иногда даже специалист, погружённый в CRM-маркетинг, не мог разобраться, что происходит на схеме, не говоря уже о коллегах из других отделов или клиентах.
- Цепочку было сложно изучать целиком. Некоторые элементы сливались, и схема выглядела как хаотичный набор форм. Нужно было сделать цепочку удобной для просмотра в общем виде, чтобы пользователь понимал логику рассылки.
- Коллеги использовали сложные объекты в Miro. Такие цепочки выглядели неаккуратно и были неудобными на практике.
Наша история: как мы создавали стандарты для цепочек и что при этом учитывали
Вот несколько требований, которые мы предъявляли к стандартам оформления триггерной цепочки:
- Стандарты должны помочь наглядно изображать, при каких условиях отправляются триггерные рассылки.
- Они должны быть простыми для изучения, иначе команда потратит слишком много времени на учёбу или они вообще не приживутся.
- Схема, составленная по стандартам, должна быть понятна любому человеку, даже незнакомому с легендой (подробнее о ней ниже).
- Карта триггерных коммуникаций должна быть удобной для изучения в разных масштабах: как издалека, так и при детальном рассмотрении.
Как мы установили стандарты оформления
Для начала нужно было определиться с базой элементов. Наш дизайнер Сергей сразу вспомнил ГОСТ 19.701-90 — стандартную систему для схематичного изображения алгоритмов.
Однако ГОСТ не полностью соответствовал нашим требованиям к оформлению триггерных рассылок — вот как мы его доработали:
- Избавились от сложных элементов: мы оставили только необходимую базу, чтобы все коллеги и клиенты понимали логику цепочки с первого взгляда.
- Добавили свои блоки: в большинстве случаев это действия в разных каналах.
- Включили цветовое кодирование: цвета позволяют быстрее разобраться в схеме — например, быстро определить канал коммуникации.
Нам оставалось лишь нарисовать легенду, из которой коллеги смогут копировать объекты. Туда же добавили дополнительные элементы: например, иконки для обозначения этапа реализации.
![элементы карты триггерных коммуникаций](https://crmgroup.ru/wp-content/uploads/2023/09/image14-1024x489.png)
Легенда с элементами карты триггеров
На этом работа не закончилась: нам предстояло разработать инструкцию и донести новые стандарты до всех сотрудников.
![Инструкция описывает новый стандарт отрисовки цепочек в Miro](https://crmgroup.ru/wp-content/uploads/2023/09/image11-1024x450.png)
Инструкция описывает новый стандарт отрисовки цепочек в Miro
Подробнее о стандартных элементах триггерной цепочки
Любая триггерная цепочка — это набор действий, событий и условий. Например, отправка триггерной рассылки, добавление данных в дополнительное поле. Все они обозначаются специальными элементами на схеме. Для удобства вводим цветовое кодирование, особые формы и правила использования для некоторых элементов.
Основные элементы схемы рассылок
Блок ввода и вывода данных указывает на удалённые источники и/или хранители информации
![Блок ввода и вывода данных](https://crmgroup.ru/wp-content/uploads/2023/09/image2.png)
Блок проверки условия, внутри которого условие формулируется как вопрос с вопросительным знаком в конце. Из этого блока должны идти как минимум две ветки: «да» (условие выполняется) и «нет» (условие не выполняется).
![Блок проверки условия1](https://crmgroup.ru/wp-content/uploads/2023/09/Копия-image5.png)
Стрелка обозначает последовательность действий. Сама по себе не хранит и не передаёт данные.
![стрелка](https://crmgroup.ru/wp-content/uploads/2023/09/image3.png)
Стрелка условий показывает, какие действия происходят после блока выбора
![стрелка условий](https://crmgroup.ru/wp-content/uploads/2023/09/image10.png)
Внутри стрелки можно указать конкретный результат выполнения или невыполнения условия. Таких результатов может быть несколько на одной стрелке.
Блок события показывает, что произошло какое-то событие: например, пользователь ввёл данные.
![блок события](https://crmgroup.ru/wp-content/uploads/2023/09/image13.png)
Блок безусловного разделения служит для разделения пользователей на сегменты. Процент разделения пишется на стрелках.
![блок безусловного разделения](https://crmgroup.ru/wp-content/uploads/2023/09/image8.png)
Блок действия указывает на то, что будет выполнено действие. Оно указывается внутри блока: например, «выдать промокод».
![блок действия](https://crmgroup.ru/wp-content/uploads/2023/09/image17.png)
Группа блоков по взаимодействию с пользователем — блоки указывают на канал коммуникации и сообщение. У каждого канала есть уникальный цвет и иконка.
![блоки коммуникаций с пользователем](https://crmgroup.ru/wp-content/uploads/2023/09/image1-881x1024.png)
Блок перехода на другую цепочку показывает, что необходимо перейти в другую цепочку. Если после прохождения внешней цепочки нужно вернуться в исходную, можно вывести стрелку из этого блока.
![блок перехода в другую триггерную цепочку](https://crmgroup.ru/wp-content/uploads/2023/09/image9.png)
Блок-телепорт используется, чтобы в блок-схеме не было пересекающихся линий и повторяющихся блоков. Вход и выход обозначаются одной буквой.
![блоки- телепорты](https://crmgroup.ru/wp-content/uploads/2023/09/image12.png)
Блок-время используется, если нужно сделать паузу между блоками или указать временной диапазон.
![блок время](https://crmgroup.ru/wp-content/uploads/2023/09/image16.png)
Метки реализованности обозначают состояние блока в платформе («не реализовано», «реализовано», «тестируется»). Обычно ставятся на правый верхний угол блока.
![метки реализованности](https://crmgroup.ru/wp-content/uploads/2023/09/image15.png)
Метки дополнений указывают на наличие дополнительных элементов внутри блока. На эти метки можно повесить ссылку для удобного перемещения по клику на неё.
![метки дополнений](https://crmgroup.ru/wp-content/uploads/2023/09/image7.png)
Слева направо: «Статистика», «Промокод», «Сетка товаров», «Товарные рекомендации», «Веб-версия», «Ссылка»
Что на практике: правила оформления схемы триггерной рассылки
- Оформляем схему рассылки в Miro на фрейме белого цвета.
- Перед началом работы в Miro добавляем фрейм под названием «Легенда» со списком элементов. Если какие-то блоки не нужны для оформления этой триггерной рассылки, их можно удалить.
- Для каждой цепочки прописываем описание, целевое действие и условия запуска.
- Все блоки, кроме блока выбора, имеют один выход. На этапе какого-либо действия не принимаются решения: за это отвечает только блок выбора.
- Общее направление всей цепочки — слева направо. Стрелки могут сливаться в одну ветку, но линии разных веток не должны пересекаться.
- Блоки в пределах одной ветки должны быть расположены на одной линии. Расстояние между блоками по горизонтали должно быть одинаковым.
- Если блоки расположены в одном столбце, их ширина должна быть одинаковой. Соседние блоки одного типа должны быть одинакового размера.
Мы можем работать с получившейся схемой рассылки в двух форматах:
- 1. Общий вид: цепочка помещается на весь экран. Этот формат даёт представление о том, сколько у нас веток, где находятся блоки выбора и так далее.
![общий вид карты триггерных коммуникаций](https://crmgroup.ru/wp-content/uploads/2023/09/image4-1024x226.png)
Общий вид триггерной цепочки
- 2. Детальный вид: приближаем и подробно рассматриваем отдельные действия и события.
![детальный вид](https://crmgroup.ru/wp-content/uploads/2023/09/image6-1024x572.png)
Элементы триггерной цепочки в приближении
Результат
После выпуска стандартов мы немного подождали и собрали фидбэк. Вот что нам рассказали коллеги:
- Стандарты оформления почти сразу прижились на проектах с триггерными рассылками.
- Сотрудники, которые отвечают за создание стратегий, отмечали, что стандарты реально удобны и решают все поставленные задачи — а главное, они помогли ускорить разработку триггерных цепочек.
А это значит, что всё получилось, чему мы очень рады 🙂
P.S. Об инструментах и боли нашего дизайнера
Мы создавали эти стандарты в Miro, но вот что советует наш дизайнер — эксперт этой публикации:
Выбор инструмента — вещь всегда индивидуальная. Кому-то обязательно что-то не нравится в командном тулзе. Ещё сложнее на новый инструмент переезжать.
Я лично не люблю Miro и активно топлю за FigJam: он позволяет добавлять собственные объекты из Figma или экспортировать схемы без вреда для выравнивания.
![](https://crmgroup.ru/wp-content/uploads/2023/03/Sergey-Zalipaev.png)
Сергей Залипаев
дизайнер CRM-group
Автор статьи
![](https://crmgroup.ru/wp-content/uploads/2023/03/Anya-Senkina.png)
Анна Сенькина
писатель контент-агентства Monk
Эксперты
![](https://crmgroup.ru/wp-content/uploads/2023/03/Sergey-Zalipaev.png)
Сергей Залипаев
дизайнер и главный эксперт статьи
![](https://crmgroup.ru/wp-content/uploads/2023/05/Карина-Кожаринова.png)
Карина Кожаринова
исполнительный директор CRM-group
![](https://crmgroup.ru/wp-content/uploads/2023/03/Nikita-Shvetsov.png)
Никита Швецов
CRM-маркетолог
Подписывайтесь на обновления
Узнавайте об обновлениях в блоге первым
Отправляем только свежие статьи и кейсы
Разработать и внедрить стандарты в построении схем коммуникаций — обязательный этап при масштабировании CRM-агентства. Когда у нас в команде было десять маркетологов, а рынок использовал для описания в основном BPMN, проблема с разнообразием цепочек не стояла.
Но за последние лет пять изменились запросы клиента — упрощаем материалы для ускорения восприятия. Количество маркетологов в агентстве выросло почти втрое, и стало понятно, что в разных командах могут быть совершенно разные подходы к выполнению задачи. Это замедляло процессы: маркетолог каждый раз заново и по-своему отрисовывал карты даже для классических триггерных сценариев и не пользовался шаблонными решениями, в которых можно за пару кликов адаптировать карту под клиента. К тому же маркетолог может не отобразить в цепочке отдельные события — так пропускаются важные шаги при настройке коммуникаций или передаче проекта.
Карина Кожаринова
исполнительный директор CRM-group