Аналитика данных: основы, инструменты и советы
Дата: 29 февраля 2024
Аналитика данных — это сбор и обработка информации о компании для принятия более взвешенных бизнес-решений. Решения, принятые на основе данных, помогают взвешенно и эффективно тратить деньги на развитие и продвижение продукта.
Чаще всего анализом данных занимаются аналитики, но также эту функцию могут брать на себя маркетологи и менеджеры. Для анализа данные извлекают, систематизируют, анализируют, преобразуя из набора чисел в связный и понятный отчёт.
Аналитика данных в зависимости от целей делится на продуктовую, маркетинговую и BI-аналитику. Продуктовая аналитика нужна для сбора данных о том, как пользователь взаимодействует с продуктом, например, как часто пользуется приложением для доставки еды. Маркетинговая аналитика помогает изучать эффективность продвижения, а BI-аналитика позволяет отвечать на глобальные вопросы бизнеса об операционных расходах и прогнозируемой выручке.
Зачем аналитика данных нужна для бизнеса
- Даёт новые знания об аудитории, продукте и бизнес-процессах. Поиск закономерностей в данных помогает понять, как ведут себя группы клиентов, как они реагируют на изменения в продукте. Также, анализируя данные, можно сделать выводы о том, как сотрудники работают с теми или иными инструментами, например, с CRM и таск-менеджерами.
- Делает предсказания более научными. Анализ поведения сотрудников и клиентов в прошлом помогает отделить случайное от закономерного и принимать решения не на догадках, а на базе научных гипотез.
- Позволяет доносить информацию до топ-менеджеров. На основе анализа данных можно строить краткие и понятные отчёты, чтобы руководитель наглядно видел все самые важные показатели своего бизнеса и мог своевременно принимать нужные управленческие решения. Например, увеличить инвестиции в те рекламные каналы, которые приводят на сайт интернет-магазина больше посетителей, заинтересованных в продукции, или внедрить систему рекомендаций для повышения среднего чека с помощью кросс-продаж.
- Помогает увеличить эффективность. Детальное исследование потенциальных покупателей поможет сформировать максимально результативные маркетинговые кампании, основанные на реальных нуждах и возможностях потребителей. Также менеджмент получит достаточно точные ответы на вопросы о целесообразности открытия нового филиала и прогнозы достижения самоокупаемости.
Собрали для вас метрики, с помощью которых можно проанализировать эффективность рассылок.
Виды аналитики данных
Выделяют четыре основных типа анализа данных: описательный, диагностический, прогностический и предписывающий.
Описательная аналитика
Это простой тип анализа на поверхностном уровне, с помощью которого можно просто зафиксировать прошлые события. В процессе описательной аналитики агрегируют данные, представляют их в обобщённом формате. Например, фиксируют продажи товаров за предыдущий период, чтобы определить самые покупаемые товары сезонные тренды.
Диагностическая аналитика
Цель диагностической аналитики — ответить на вопрос «почему». Используя этот тип анализа, пытаются выявить аномалии в данных. Например, если данные показывают, что в марте произошло внезапное падение продаж, то необходимо будет выяснить причину.
Чтобы найти ответ, определяют любые дополнительные источники данных, которые могли бы рассказать больше о причинах возникновения таких аномалий. Затем в этих данных ищут события, соответствующие снижению продаж.
Прогностическая аналитика
С помощью этого типа анализа пытаются предсказать события, которые вероятно произойдут в будущем. Для этого используют данные об уже произошедших событиях и теорию вероятности.
Прогностическая аналитика может использоваться для предсказания спроса на продукты или увеличения выручки за определённый период.
Предписывающая аналитика
Этот тип анализа помогает построить на основе данных бизнес-сценарии, по которым компания будет действовать в будущем. Например, определить план продаж или сформулировать оптимальную цепочку поставок.
Для предписывающей аналитики характерен сложный анализ, который может включать работу с алгоритмами, машинное обучение и процедуры компьютерного моделирования.
Процесс аналитики данных
Выделяют несколько этапов:
- Постановка проблемы и исследовательского вопроса. На этом этапе выделяют проблему, которую необходимо решить. Например, увеличить число продаж в «неприбыльные» месяцы. В этом случае исследовательский вопрос будет звучать так: «Почему в третьем квартале продажи падают?». После этого определяют, какие данные нужно собрать и из каких источников. Например, изучить данные о продажах, заявках и действиях компании в третьих кварталах предыдущих нескольких лет.
- Сбор данных. Для этого используют первичные и вторичные источники. Первичные или внутренние источники — это базы данных о клиентах, ресурсах, продажах, заявках. Например, о продажах и заявках можно узнать из CRM, а о поставках и тратах из ERP. Вторичными или внешними называют открытые источники данных, например, государственные порталы и базы, такие как «Спарк» или ЕГРЮЛ. Также можно искать данные в отчётах отраслевых организаций, например, ВОЗ или ЮНИСЕФ.
- Очистка данных. Когда данные собраны, их готовят к анализу, очищая от дублей и лишних чисел. Очистка данных может быть трудоёмкой задачей, но она имеет решающее значение для получения точных результатов.
- Анализ данных. На этом этапе для поиска нужных ответов используют один или несколько типов анализа: описательный, диагностический, предсказывающий или приписывающий. Выбранные методы и инструменты зависят от исследовательского вопроса и типа данных.
- Визуализация данных. Чтобы данные можно было изучить и принять к действию, их оформляют в понятном формате, например, в виде дашбордов.
Инструменты для аналитики
С помощью различных инструментов можно собирать, хранить, анализировать и визуализировать данные.
- Сбор и хранение данных. Для этих задач используются базы данных: от простых типа MS Excel до специализированных и сложных, например, Oracle.
- Анализ данных. Используют математические и статистические методы: регрессионный и дисперсионный анализ, корреляцию, линейную регрессию и другие. Часть методов встроена в популярные инструменты, например, MS Excel или Power BI, для решения специальных задач используют Statistica или Jupyter Notebook.
- Визуализация данных. Для создания графиков, отчётов и дашбордов используют PowerPoint, Miro, Tableau и Power BI.
Подписывайтесь на обновления
Узнавайте об обновлениях в блоге первым
Отправляем только свежие статьи и кейсы