Что такое CRM-стратегия и как она помогает маркетологам
Дата: 9 декабря 2024
CRM-стратегия — это документ, в котором зафиксированы планы и инструкции по работе с активными и потенциальными клиентами. Цель этого документа — сделать более эффективным взаимодействие с пользователями и увеличить продажи. Чаще всего CRM-стратегию разрабатывают для того, чтобы настроить адекватную работу CRM-системы — инструмента для обработки клиентских данных.
CRM-стратегия и CRM-система будут полезны не любому бизнесу. Например, владельцы мини-бизнесов часто знакомы с клиентами лично, и им не нужно фиксировать данные о каждом клиенте и каждой продаже. Но компании, которые работают с сотнями и тысячами клиентов, без CRM-стратегии не справятся. Чаще всего CRM оказывается полезным для банков, операторов связи, страховых компаний, интернет-магазинов и других представителей крупного бизнеса.
Зачем использовать CRM-стратегию
CRM-стратегия позволяет компаниям с большим количеством клиентов решить следующие бизнес-задачи:
Планировать коммуникации
С помощью CRM-стратегии можно понять, какие сообщения нужно отправлять пользователям на каждом этапе воронки продаж. Данные о клиентах помогают определиться с типом сообщения и контентом, чтобы сдвинуть клиента на следующий этап.
Повысить прибыль
CRM-стратегия помогает выбрать для каждого сегмента свои каналы коммуникации, найти оптимальные сообщения в них и действовать на клиента комплексно. Это в итоге позволяет снижать расходы на продвижение и увеличивать прибыль.
Повысить лояльность
CRM-стратегия предполагает единый стиль общения с клиентами. А это повышает лояльность — клиенту проще взаимодействовать с брендом, когда он знает, какой ответ получит от менеджера, в соцсетях или по почте. Повышение лояльности в итоге приводит к удержанию клиента и увеличению прибыли от 25 до 95%.
Оптимизировать ресурсы
Работа с CRM-системой позволяет автоматизировать повседневные задачи, получать отчёты о работе каждого отдела и в итоге эффективнее использовать рабочее время сотрудников.
Как внедрить CRM-стратегию
Для того чтобы успешно внедрить CRM-стратегию, нужно совершить семь шагов:
Определить цели
Важно, чтобы цели была конкретными и измеримыми. Например, увеличить число повторных продаж на 150% или снизить отток клиентов на 50%.
Хороший вариант — определить 5-10 целей и затем разделить их на приоритетные и второстепенные. Для каждой цели затем определяется список задач.
Создать схему работы с клиентами
Эта схема поможет продвигать клиентов по воронке продаж. Для её создания нужно:
- сегментировать пользователей по уровню дохода, активность и другим показателям;
- определить цели для каждого сегмента;
- найти стимулы, которые помогут клиентам совершить целевые действия. Например, подобрать лид-магниты, которые помогут оставить контакты, или скидку, чтобы оставить заявку.
Определить источники и типы данных для сбора в CRM-системе
Данные можно собирать как на сайте, так и в соцсетях и в других точках контакта. При этом данные делятся на транзакционные и референтные. Транзакционные — это активность на сайте, клики и переходы, собираются автоматически. Референтные — это персональные данные, их клиент оставляет сам.
Проанализировать точки контакта с клиентом
Для этого нужно для каждого сегмента определить все офлайн- и онлайн-контакты с брендом и подобрать целевые действия, к которым нужно привести пользователей. Также можно определять точки контакта и действия не для сегмента, а для каждого пользователя.
Затем выбирают оптимальные каналы связи — исходя из их стоимости и целей, которые поставлены для каждого клиента.
Составить план взаимодействия
В плане указывают каналы взаимодействия, форматы сообщений, частоту отправки, необходимость дублирования. Например, для клиентов из сегмента «год без покупок» могут раз в месяц отправлять интересные предложения сначала по почте, затем в случае неответа в вотсапп-рассылке.
Для максимальной эффективности план взаимодействия должен учитывать омниканальные подходы.
Подробнее о создании омниканальной коммуникацииПлан составляют на определённый период: от месяца до полугодия.
Выбрать CRM-платформу
Конкретный инструмент выбирают так, чтобы он соответствовал потребностям компании, подходил под особенности CRM-стратегии и интегрировался с другими необходимыми сервисами, которые используются в компании.
Оценить результаты
Как правило, эффективность оценивают измеряя:
Эффективность оценивают измеряя: расходы на продвижение и общие доходы, количество привлечённых пользователей, конверсию и другие метрики.
Подробнее о ключевых метриках- расходы на продвижение и общие доходы;
- количество привлечённых пользователей;
- конверсию и другие метрики.
Примеры успешных CRM-стратегий
Комплексные программы лояльности
Это один из самых распространённых типов CRM-стратегий — программа лояльности для различных сегментов. Программы подходят для достижения различных целей с помощью различных форматов: линейных скидок, семейных карт, бонусных программ и других.
Клиентам можно дарить ваучеры на день рождения или давать скидки за отзывы — это ещё один способ использования программ лояльности с упором на различные сегменты.
Ещё один интересный формат — цифровая валюта. Когда клиенты могут накапливать цифровые баллы, они будут более мотивированы к повторным покупкам.
Создание сообщества вокруг бренда
Например, компания Sephora ведёт форум и отраслевой блог, в которых клиенты могут обсуждать продукты компании и делиться советами по их использованию. Чтобы вступить в сообщество, нужно зарегистрироваться и оставить контакты — так бренд уже начинает взаимодействовать с клиентом.
Создание клиента с добавленной стоимостью
Создание уникального, ценного контента для веб-сайта и социальных сетей может придать новое измерение продукту. Например, статьи «Т-Ж» привлекают пользователей к продуктам «Т-Банка», объясняют, как лучше ими пользоваться, и собирают аудиторию, которая готова активно использовать финансовые инструменты.
Заключение и советы по развитию CRM-стратегии
CRM-стратегия, которую успешно внедрили в работу компании, помогает повышать лояльность клиентов, увеличивать прибыль и снижать затраты и персонализировать работу с пользователями.
Этих целей получится добиться, если соблюдены следующие условия:
- CRM-стратегия создана силами всех сотрудников, в том числе топ-менеджмента;
- у всех отделов есть зона ответственности за работу с клиентами;
- сотрудники мотивированы на работу с клиентами, в том числе с помощью премирования и нематериальной мотивации;
- у сотрудников есть доступ к обучающим текстам и вебинарам, которые помогают лучше работать с CRM-инструментами.
Подписывайтесь на обновления
Узнавайте об обновлениях в блоге первым
Отправляем только свежие статьи и кейсы