Модель оптимизации бизнес-процессов TO BE
Дата: 30 июля 2024
TO BE («Как должно быть») — это одна из моделей для описания бизнес-процессов. Она помогает описать идеальное или улучшенное состояние организации и работы всех её подразделений.
Чаще всего эту модель используют в связке с моделью AS IS. С помощью AS IS фиксируют, как устроена работа в компании. А в TO BE отражают, как устранить недостатки, оптимизировать процессы и внедрить улучшения. Если считать AS IS стартовой точки на пути усовершенствования компании, то TO BE — это точно задокументированный финиш.
Зачем нужно создавать модель TO BE
С помощью модели TO BE можно:
- Смоделировать идеальное состояние процессов в компании. Например, понять, как должны быть организованы холодные продажи от сбора контактов до работы менеджера.
- Оценить риски от улучшений. Составив идеальную карту процессов, можно понять, в чём возникнут трудности при внедрении изменений и чем улучшения могут быть опасны.
- Понять, какие этапы нужно пройти на пути к изменениям.
- Упорядочить работу подразделений. Улучшения в процессах приведут к более слаженному взаимодействию в команде.
- Задокументировать идеи. Перед глазами всегда будет точный план, с которым можно будет сверять в процессе.
Чем отличается от AS IS
Модель TO BE всегда создают в связке с AS IS, при этом каждая из моделей нужна для решения определённых задач.
AS IS
С помощью модели AS IS фиксируют то, как сейчас устроены процессы в организации.
Это помогает:
- отследить ответственных за каждый процесс;
- понять слабые места при выполнении задач;
- зафиксировать способы выполнения процессов, чтобы определить, оптимальны ли они.
Чтобы создать AS IS изучают документы и регламенты, применяемые в компании, наблюдают за процессом в реальном времени и фиксируют это в схемах, проводит интервью со всеми, кто участвует в процессе.
TO BE
С помощью модели TO BE представляют то состояние, к которому нужно прийти во время изменений. Для её построения нужны данные из AS IS — определяют «зоны роста», выбирают те, которых нужно достичь в первую очередь. При этом иногда моделей составляют несколько, чтобы тестировать сразу несколько возможных путей достижения цели.
Как построить модель TO BE
Определить бизнес-цели и процессы
Правильно поставленная цель помогает определить, какие процессы нужно изменять и фиксировать в модели. Например, если вы хотите увеличить продажи, вам нужно зафиксировать процессы не только в отделе продаж, но и в отделе маркетинга — по крайней мере те, что связаны с лидогенерацией.
Собрать команду
Важно привлечь к разработке моделей всех сотрудников, участвующих в процессах, которые вы хотите изменить.
Составить модель AS IS
Для этого нужно зафиксировать все элементы по каждому процессу: роли сотрудников, их действия, точки входа и выхода, инструменты, которые использует команда.
Проанализировать модель и найти сильные и слабые стороны
Важно оценить, на что тратятся время и силы в каждом описанном процессе. Можно искать ответы на следующие вопросы:
- Часто ли в процессе нарушаются сроки?
- Некоторые этапы процесса занимают необычно много времени?
- Не отнимают ли некоторые этапы процесса много времени или денег? Почему?
- Какой этап процесса оказывает наибольшее влияние на производительность? Есть ли какие-либо способы повысить его эффективность? Можете ли вы использовать технологии для его автоматизации?
Зафиксировать желаемые изменения
На основе модели AS IS нужно составить из тех же компонентов модель TO BE. В первой итерации важно зафиксировать идеальный вариант. Затем сравнить с моделью AS IS и понять, сколько времени понадобится на изменения. После этого можно создать второй вариант TO BE — тот, на достижение которого понадобится меньше времени.
Подписывайтесь на обновления
Узнавайте об обновлениях в блоге первым
Отправляем только свежие статьи и кейсы