Unit-экономика — что это и как рассчитывать
Дата: 13 июня 2024
Юнит-экономика — это вид экономического анализа, при котором подсчитывают доходы и затраты компании в расчете на один юнит. Юнит — это единица товара или услуги, которую продает компания. Например, одна поездка на такси, одно мороженое, один новый пользователь приложения.
Подсчет юнит-экономики полезен и на старте бизнеса и в пути. На старте анализ поможет спрогнозировать прибыльность, во время работы — фиксировать актуальные и потенциальные проблемы.
Выделяют две модели юнит-экономики: клиентскую и транзакционную. В транзакционной юнитом будет считаться сделка или проданный товар, а в клиентской — один пользователь.
Собрали большую схему бизнес-показателей с фокусом на клиенте
Скачать и пользоваться
Зачем считать юнит-экономику
Подсчет юнит-экономики помогает в финансовом планировании, оптимизации продукта и оценке рисков.
Прогнозировать прибыль
С помощью юнит-экономики можно понять, какую прибыль ожидать от бизнеса и в каком периоде ее в принципе получится достигнуть. Это полезно на старте бизнеса, а также при выходе на рынок с новым продуктом.
Оптимизировать продукт
Проведя анализ, можно понять, насколько адекватна цена продукта и получается ли окупать его продвижение за счет продаж.
Оценить устойчивость на рынке
Подсчитав прибыльность юнитов, можно оценить потенциал продукта и возможность масштабирования бизнеса.
Как рассчитать юнит-экономику
Существует несколько подходов, позволяющих подсчитать прибыльность юнита. Они зависят от того, как определять юнит.
Метод 1. Подсчитать прибыльность товара
Если определить юнит как «один проданный товар», то нужно будет рассчитать его прибыльность с помощью формулы:
Самое важное — учесть все затраты, как переменные, так и постоянные. Например, при продаже яблок важно учитывать не только закупочную цену, но и аренду помещения, траты на рекламу.
Метод 2: Подсчитать прибыльность пользователя
Для этого нужно знать две метрики: LTV и CAC.
LTV — это пожизненная стоимость клиента. По этому показателю ясно, сколько денег компания получает от пользователя, начиная с первой сделки до того, как он прекращает пользоваться товарами и услугами компании.
CAC — это все деньги, которые были потрачены на привлечение одного клиента.
Тогда подсчитать удельную стоимость клиента можно по формуле:
Разберемся, как найти LTV и CAC:
LTV
Его можно посчитать разными способами, рассмотрим только один — через средний доход с клиента.
ARPU — это средний доход с клиента за определенный период, Lifetime — период, который клиент обычно остается с компанией.
Например, клиент покупает подписку на услугу за 500 рублей в месяц и обычно делает это в течение полугода. Значит LTV = 500*6 = 3000 рублей.
CAC
Чтобы посчитать затраты на привлечение одного клиента, используют следующую формулу:
Соотношение LTV к CAC помогает определить, насколько эффективны маркетинговые усилия или их необходимо скорректировать. Если CAC меньше, чем LTV, это свидетельствует о том, что ваш бизнес силен. Если эти два показателя равны, это, скорее всего, свидетельствует о стагнации бизнеса. Если ваш CAC превышает ваш LTV, вы несете финансовые потери.
Какие инструменты помогут рассчитать юнит-экономику
Считая юнит-экономику, можно совершить ошибки в формулах. Чтобы этого избежать, можно использовать специальные сервисы-калькуляторы:
— Jet.style. В нем можно учесть количество пользователей, затраты на продажу и прибыль от каждого пользователя.
— Калькулятор от Яндекс.Практикума. Можно посчитать затраты на рекламу, конверсию, CAC и другие показатели.
— Retail Engineering. Работает с теми же показателями, что предыдущие инструменты, но с более удобным интерфейсом.
Подписывайтесь на обновления
Узнавайте об обновлениях в блоге первым
Отправляем только свежие статьи и кейсы