User Story Mapping: основы и применение при проектировании продукта
Дата: 5 марта 2024
User Story Mapping — это метод проектирования продукта, разработанный scrum-мастером Джеффом Паттоном. Помогает визуально отображать пользовательские истории. С помощью этого инструмента можно определить, как покупатели взаимодействуют с продуктом и понять, какие его функции имеют для них большую или меньшую ценность.
Карта пользовательских историй помогает разработчикам расставить приоритеты в бэклоге задач, определить MVP и постоянно совершенствовать пользовательский сценарий.
Что нужно знать для создания User Story Map
В основе карты пользовательских историй лежат несколько элементов: User Journey, User Story, User Persona.
- 1. User Persona — вымышленный портрет пользователя с его желаниями и проблемами. В карте может быть несколько типов клиентов, в том числе тех, кто платит за товар или услугу и пользуется ими бесплатно.
- 2. User Story — короткое описание задачи, которую разные пользователи хотят и могут решить с помощью продукта. Как правило, такие описания составляют по шаблону: роль — желание — выгода. Например, User Story пользователя приложения для доставки еды можно записать так: я как сотрудник, работающий в офисе, хочу выбрать блюда, которые доставят быстро, чтобы успеть пообедать.
У каждого типа клиента могут быть свои задачи: найти самые дешёвые товары, выбрать что-нибудь необычное на десерт, собрать меню на ужин.
- 3. User Journey — основа карты, на которой описаны общие действия пользователя с продуктом. Они расположены по горизонтали и представляют собой шаги, которые совершает пользователь. Например, вход в свой аккаунт в приложении для доставки еды, выбор товаров и оформление заказа.
Зачем использовать User Story Mapping
Карта пользовательских историй помогает решать несколько задач бизнеса.
Приоритизировать бэклог
Обсуждая и анализируя пользовательские сценарии, можно понять, какие элементы и функции продукта важнее других. Эти знания помогают определить MVP и понять, что нужно дорабатывать от релиза к релизу.
Выполнять только нужные задачи
Определив приоритеты, можно понять, какие задачи выполнять не нужно в принципе.
Например, компания по доставке еды хочет сделать в своём приложении сториз, чтобы рассказывать аудитории о продуктах. Собирая User Story Map, команда может увидеть, что пользователям нужен только быстрый поиск дешёвых товаров и услуг, а сториз им не нужны. Значит, стоит улучшить поиск по цене, а новые форматы оставить до следующих релизов.
Улучшать пользовательский опыт
User Story Mapping помогает улучшать продукт на основе предпочтений покупателей, а не фантазий менеджмента. Если с каждым улучшением пользователям будет комфортнее взаимодействовать с продуктом, то они чаще будут к нему возвращаться.
Сформировать одинаковое видение продукта у всей команды
В создании карт обычно участвует не только продукт-оунер, но также ux-исследователи, дизайнеры, редакторы, разработчики. Это позволяет обменяться мнениями о товаре или услуге, посмотреть на него с разных сторон.
Как составить User Story Map
Разберём пошаговый план сборки карты пользовательских историй.
Шаг 1. Собрать команду и подготовить инструменты
Чтобы собрать User Story Map, понадобится опыт сотрудников из разных команд. Идеальный состав — UX-дизайнер, редактор, продакт-менеджер, лид маркетинга, аналитик, сотрудник отдела продаж. Вести встречу может владелец продукта, продакт-менеджер или скрам-мастер. Важно, чтобы на встрече было не больше 10 человек, иначе процессом будет сложно управлять.
Понадобится и совместная среда для работы. Если вы встречаетесь офлайн, то можно рисовать карту на доске или на бумаге, а потом перенести в цифровой формат. Если собираете карту онлайн, то лучше сразу фиксировать её в Miro, Trello, Jira или на других платформах.
Шаг 2. Установить рамки
Важно на старте договориться, какие функции продукта вы будете обсуждать. Лучше обсуждать те уже готовые функции, потому что можно узнать мнение о них от реальных клиентов.
Также нужно определить, что вы будете фиксировать на карте. Чаще всего на ней выделяют User Story, этапы взаимодействия с продуктом, а затем добавляют важность и срочность внедрения новых функций.
Границы функций продукта на User Story Map
Шаг 4. Определить типы пользователей
Чтобы понять, как пользователи взаимодействуют с товаром или услугой, важно составить их портреты. Для этого нужно заранее выделить сегменты и провести глубинные интервью с представителями каждого сегмента. В идеале до работы с картой уже составить портреты на основе этих интервью, но можно сделать это уже непосредственно на встрече команды. Зная роли и желания каждого сегмента, можно будет легко составлять User Story.
Шаг 5. Составить User Journey
На этом этапе нужно зафиксировать последовательность действий покупателя. Сделайте это для каждого сегмента либо выделите универсальные действия. Такими действиями могут быть:
- зайти в приложение;
- ввести личные данные;
- воспользоваться поиском;
- выбрать товар или услугу;
- выбрать способ доставки;
- оформить заказ;
- оплатить заказ.
Затем сгруппируйте пользовательские действия по этапам. Скорее всего, они будут универсальны для всех типов пользователей — например, «поиск товаров», «изучение услуг», «сбор корзины», «покупка» и так далее.
Шаг 6: Написать истории пользователей
Сначала для каждого сегмента нужно записать истории в формате «роль — желание — выгода». Затем с помощью этих историй нужно дополнить все пробелы в карте. Например, составляя историю, вы поймёте, что пользователю нужно прикрепить платёжную карту к профилю в приложении. Значит, этот этап нужно добавить в карту, а затем реализовать в одном из релизов.
Шаг 7: Расставить приоритеты в историях и наметьте MVP
Чтобы выделить функции, которые должны войти в MVP, внимательно рассмотрите User Story. Те пункты, которые помогают пользователю добраться до желаемой цели, нужно включать в первую версию продукта. Если сегментов много, выбирайте универсальные действия, которые есть почти в каждой истории.
Выбор следует обсудить с командой, учитывая мнения тех участников, которые могут привести аргументацию, основанную на данных, UX-исследованиях или анализе рынка.
Шаг 8. Определить цели для следующих релизов
Когда вы определите MVP, то можно строить планы на следующие релизы. Если промежутки между релизами больше квартала, то лучше перед следующим обновлением ещё раз обсудить User Story Map.
Шаг 9 Упорядочить истории пользователей, которые не вошли на карту
Зафиксируйте их, чтобы вернуться в следующей итерации карты.
Подписывайтесь на обновления
Узнавайте об обновлениях в блоге первым
Отправляем только свежие статьи и кейсы