Что такое ROPO, как помогает в маркетинге

Дата: 28 апреля 2023

ROPO — Research Online Purchase Offline — ситуация, когда покупатели изучают товары онлайн, но покупают их офлайн.

Например, человек ищет беспроводные наушники. Вначале выбирает модели в интернете по нужным характеристикам, затем проверяет наличие в ближайших магазинах и идёт туда — чтобы проверить, удобны ли гаджеты.

Потрогать товар вживую — только одна из причин перехода в офлайн. Почему ещё клиенты покупают товары в физических магазинах:

  • не понимают, как сделать заказ на сайте;
  • видят, что цены в офлайн-магазине ниже;
  • уже выбирают товар в магазине и смотрят отзывы на него;
  • не хотят ждать доставку.

Люди принимают решение о покупке в интернете и приходят в физические точки продаж уже с намерением купить товары или услуги. Поэтому конверсия в продажу у них выше, чем у тех людей, которые пока не решили, покупать или нет.

Статистика тоже доказывает ROPO-эффект:

  1. 80% пользователей искали информацию о товарах в интернете перед покупкой в 2018 году.
  2. 93,2% людей покупали в магазинах рядом с домом в 2019 году.
  3. 98% клиентов предварительно читают отзывы на компании в 2023 году.

Что такое ROPO-аналитика и какие проблемы решает

ROPO-аналитика — это поиск связи между интернет-трафиком и покупками офлайн. Дата-аналитики или программисты собирают информацию о покупателях из всех возможных источников: рекламных кабинетов, CRM- и ERP-систем и так далее.

Историю касаний с пользователем привязывают к единому идентификатору: например, бонусной карте или уникальному промокоду. Клиент использует его в точках продаж и в интернете, а компания получает информацию по всем каналам продаж.

По полученным данным рассчитывают эффективность рекламных каналов и работы менеджеров. Если информации хватает, можно определить маркетинговые метрики — LTV, ARPU и так далее.

ROPO-аналитика помогает:

  1. Определить источники лидов. Сквозная аналитика или дата-студия помогут собрать источники продаж и понять, откуда приходит больше клиентов.
  2. Узнать стоимость лидов. Эффективность каждого рекламного канала непонятна без подсчёта стоимости привлечения клиента. Как только поймёте, сколько стоит лид в каждом канале, увеличите бюджет на дешёвые площадки и сократите на дорогие.
  3. Оценить долю продаж онлайн и офлайн. Узнаёте, как часто человек покупает в мобильном приложении, на сайте или в магазине.

Как это работает? Например, вы запустили рекламу на «Яндекс Картах». По итогам кампании выросли продажи онлайн. А вы возьмите и посмотрите, как поменялась ситуация в офлайне. Часть аудитории с карт наверняка решила купить сразу в магазине, а не на сайте.

Если работать с данными не получается, опросите клиентов после покупки офлайн. Так вы поймёте, изучали они нужные продукты в интернете перед покупкой или нет.

Примеры использования ROPO-аналитики в маркетинге

Понятный и распространённый пример ROPO-аналитики в маркетинге — программа лояльности. Каждый клиент компании имеет виртуальную или пластиковую карту, по которой сохраняется история его покупок.

Программа лояльности — это система вознаграждения клиентов компании. Система работает так, что с каждой покупкой клиент получает какое-то количество баллов, выше скидку или бонусы. В итоге программа делает сотрудничество с компанией для клиента выгодным, и он продолжает покупать у бренда.

Полное описание

Учитываются покупки в мобильном приложении, в физическом и интернет-магазине. Таким образом ретейлеры отслеживают процент совершённых покупок в каждом канале и лучше понимают целевую аудиторию: сегментируют её по любимым товарам, средним расходам за месяц и активности в магазинах.

Ретейлеры могут делать персонализированные рассылки на основе этой информации и повышать конверсию по кликам в email, пушах и СМС.

Ещё один пример — работа с брошенными корзинами. Например, часть покупателей пользуется мобильным приложением и собирает корзину там, а потом очищают её. Проверьте, не совершал ли клиент покупки в офлайне после удаления продуктов. Люди могут так формировать список покупок и удалять товары, когда находят их на полках в торговом зале.

Выводы

ROPO-аналитика нужна компаниям, которые продают продукты одновременно в физических и онлайн-магазинах.

Она помогает определить процент людей, которые ищут информацию о товарах в интернете, но приходят покупать их офлайн.

Настроить ROPO-аналитику можно через дата-студии или сквозную аналитику: специалисты присваивают каждому клиенту уникальный идентификатор и формируют по нему историю взаимодействий с покупателем.

Если возможности привлечь дата-инженеров или программистов нет, можете обзванивать клиентов после покупки и спрашивать, как началось их знакомство с продуктом.

    Спасибо за подписку!

    Подтверждение придёт на ваш email в течение нескольких минут.

    Подписывайтесь на обновления

    Узнавайте об обновлениях в блоге первым

    Отправляем только свежие статьи и кейсы

      Подписываясь, вы соглашаетесь c условиями обработки персональных данных