Что такое UX-аудит и как его проводить

Дата: 21 декабря 2023

UX-аудит — это комплексный анализ взаимодействия пользователя с веб-ресурсом, направленный на выявление ошибок и недочётов в работе этого ресурса.

Финальные цели UX-аудита:

  • оптимизация пользовательского опыта;
  • улучшение юзабилити;
  • увеличение конверсии веб-ресурса.

Рассмотрим шаги проведения UX-аудита, изучим показатели, на которые нужно обратить внимание, узнаем про инструменты, помогающие в проведении аудита.

Клиентский опыт (Customer Experience) — это общий опыт, который получает покупатель при взаимодействии с продуктами и услугами компании.

Полное описание

Как проводить UX-аудит: пошаговый алгоритм

Шаг 1. Анализ бизнес-целей

Первым шагом является анализ целей сайта. Это позволит лучше понимать, какие показатели следует улучшить, чтобы достичь цели. Например, если цель — увеличение продаж, то нужно обратить внимание на конверсию и показатели воронки продаж.

Проверьте, насколько просто посетители ресурса могут получить информацию, необходимую для принятия решений, ознакомиться с продуктами или услугами компании, сделать заказы. Оцените, какие функции помогают достигать этих целей, а какие неэффективны или не используются в полной мере.

Шаг 2. Изучение пользователей

Вторым шагом является анализ целевой аудитории. Необходимо понять, кто это, какие у этих людей потребности и ожидания от веб-ресурса. Для этого можно провести пользовательские интервью — кастдевы, опросы, собрать отзывы. Затем проанализировать полученную информацию.

Целевая аудитория — это группа людей, которые могут заинтересоваться товарами или услугами компании и купить их.

Полное описание

Шаг 3. Анализ существующего дизайна и контента

На этом этапе необходимо проверить соответствие дизайна потребностям целевой аудитории, качество контента и его соответствие бизнес-целям.

В рамках проверки дизайна оцениваем:

  • качество дизайна, его соответствие бренду, привлекательность, современность;
  • удобство навигации и размещения элементов на странице, чтобы посетитель мог легко находить нужную информацию;
  • цвета и шрифты, чтобы убедиться, что они соответствуют бренду, не препятствуют восприятию информации;
  • адаптивность ресурса на различных устройствах, отображение в браузерах.

Оценивая контент, проверяем:

  • насколько удобно читать текст, легко ли понять предлагаемую информацию;
  • соответствие контента ожиданиям целевой аудитории и целям веб-ресурса;
  • использование изображений, видео, других медиаэлементов — чтобы убедиться, что они соответствуют бренду, улучшают пользовательский опыт.

Шаг 4. Тестирование функциональности и удобства использования

Здесь необходимо проверить, насколько удобно использовать веб-ресурс, как быстро пользователи могут выполнить действия, необходимые для достижения цели.

На этом шаге тестируют:

  • сценарии использования: набор задач, которые можно выполнять на сайте, например, поиск информации, оформление заказа, заполнение формы, чтение статьи;
  • скорость загрузки страницы, наличие ошибок, простота навигации, лёгкость заполнения формы;
  • взаимодействие реального пользователя с продуктом, обратную связь о впечатлениях, проблемах, с которыми они столкнулись;
  • отзывы пользователей в соцсетях, на форумах, других подобных платформах;
  • веб-ресурс с точки зрения эксперта-оценщика (метод heuristics evaluation) для выявления наиболее значимых проблем.

Шаг 5. Отчёты, рекомендации

В отчёте должны быть отражены результаты аудита, выявленные проблемы и недочёты, а также конкретные рекомендации по их устранению. Отчёт должен быть лаконичным, понятным, чтобы владелец ресурса смог легко ознакомиться с рекомендациями, после чего начать работу над улучшением юзабилити.

Показатели, на которые нужно обратить внимание в процессе UX-аудита

Конверсия

Показатель, отражающий количество пользователей, которые выполняют необходимые действия на сайте (покупка, регистрация, подписка). Низкая конверсия может свидетельствовать о недостаточной юзабилити.

Время нахождения на сайте

Отражает, насколько долго посетители находятся на сайте и взаимодействуют с ним. Если быстро уходят, это также может быть связано с недостатками юзабилити.

Отказы

Сколько человек покинули сайт после просмотра только одной страницы. Высокие показатели отказов могут свидетельствовать о низком качестве контента, неудобстве использования и других проблемах.

Инструменты для проведения UX-аудита

Google Analytics

Бесплатный сервис для анализа трафика. С его помощью можно получить информацию о посетителях, их действиях и поведении.

ux-аудит карта поведения

Так может выглядеть карта поведения пользователей на сайте из кабинета Google Analytics

Hotjar

Этот инструмент помогает анализировать поведение пользователей на сайте. С его помощью можно узнать, как аудитория взаимодействует с веб-ресурсом, на какие элементы они кликают и какие проблемы возникают при использовании функционала.

UserTesting

Сервис, который позволяет проводить тестирование юзабилити среди реальных пользователей. С помощью UserTesting можно получить ценную обратную связь от посетителей и узнать, какие проблемы с юзабилити существуют.

Вывод

Чтобы пользователь испытывал как можно меньше затруднений, проводя время на сайте, этот сайт должен быть удобным и функциональным. Это поможет создать и укрепить лояльное отношение посетителей к компании или бренду.

UX-аудит позволяет выявить проблемы в юзабилити сайта, а затем предложить конкретные рекомендации по их устранению, чтобы повысить эффективность работы ресурса и увеличить конверсию.

Хорошо проведённый UX-аудит должен включать анализ пользовательского поведения, оценку качества контента и интерфейса, а также тестирование сайта среди реальных пользователей. После аудита необходимо составить подробный отчёт, после которого дать конкретные рекомендации по улучшению юзабилити.

Нельзя недооценивать важность юзабилити сайта. Хорошо спроектированный, удобный сайт может существенно повысить эффективность бизнеса и привлечь больше клиентов. Поэтому проведение UX-аудита является необходимым шагом для любого владельца сайта, кто стремится к успеху в интернет-бизнесе.

    Спасибо за подписку!

    Подтверждение придёт на ваш email в течение нескольких минут.

    Подписывайтесь на обновления

    Узнавайте об обновлениях в блоге первым

    Отправляем только свежие статьи и кейсы

      Подписываясь, вы соглашаетесь c условиями обработки персональных данных