Как выбрать хорошего подрядчика в диджитале с помощью тендера

Дата: 22 февраля 2023

Когда бизнесу нужен подрядчик на диджитал-услуги, можно выбрать его из всего обилия компаний на рынке или по рекомендации. А можно — с помощью тендера, когда на место исполнителя претендуют несколько компаний, а заказчик выбирает лучшую. Чем полезен диджитал-тендер для бизнеса и как он проходит, рассказываем в статье.

Что такое тендер

Это конкурс на выбор исполнителя. При запуске тендера указывают требования, которым должна соответствовать компания-претендент, и дают ей тестовое задание. Так можно убедиться, что у исполнителя есть всё для выполнения заказа.

Например, компания хочет запустить еженедельную email-рассылку с дайджестом новостей и решает обратиться в CRM-агентство. Чтобы выбрать подходящее по скиллам и цене, организует диджитал-тендер. Там описывает требования к претендентам, даёт тестовое задание, сравнивает цены, знакомится на созвонах с потенциальными исполнителями и представителями подрядчика. По общему итогу выбирает лидера, максимально соответствующего заданным критериям.

диджитал-тендеры на воркспейс

Тендеры — популярный способ выбрать подходящего подрядчика. Например, по данным сайта Workspace в 2022 году в России провели 110 частных тендеров на услуги CRM

Внедряем CRM-маркетинг для улучшения бизнес-показателей
Узнать, как делаем

Что диджитал-тендер даёт заказчику

Команда CRM-group участвовала в 100+ конкурсных отборах. Опираясь на этот опыт, мы выбрали три главных плюса тендеров для компаний.

Возможность «прощупать» рынок на качество услуг

За тендеры чаще всего борются топовые игроки на рынке. У каждого есть свои ключевые навыки — киллер-фичи, которые можно лично оценить с помощью тендерного задания. И уже тогда принять решение в пользу какого-то исполнителя.

ESG (Environmental, Social and Governance) — это экологические, социальные, управленческие критерии, которые используют, чтобы оценить устойчивость и ответственность компаний.

Узнайте о важности ESG для инвесторов
группа компаний crm-group

Киллер-фича CRM-group — команда. Своя редакция, своё контент-агентство, CRM-специалисты, аналитики и т. д. Мы подходим к выполнению задания комплексно, стараемся сделать чуть больше и предлагаем реально применимые решения

Выбрать ценовую категорию

Благодаря тендеру заказчик может не бегать по исполнителям за выгодным прайсом — они сами придут и предложат.

Например, существуют ценовые тендеры — когда решает не качество услуг, а их стоимость. В таких конкурсах побеждает претендент, предложивший минимальную цену за свои услуги.

Не стоит думать, что низкая цена гарантирует победу в тендере. Нередко побеждает тот, кто стоит дороже, но даёт более высокое качество работы.

Антон Колесников

Client Success Director CRM-group

Получить комплексную услугу

Если заказчику нужна услуга из нескольких компонентов, с помощью диджитал-тендера он легко выберет подходящее агентство.

К примеру, у компании нет CRM-маркетолога, но при этом нужен CRM-маркетинг. Тогда она открывает конкурс на нужные услуги и выбирает подходящее агентство полного цикла.

CRM-маркетинг

CRM-маркетинг — маркетинг, основанный на данных о клиентах.

Полное описание

Такое агентство сделает аудит коммуникаций, создаст контент-стратегию, возьмёт на себя всю работу — от текста до дизайна и вёрстки. Если нужно, будет регулярно представлять отчёты об эффективности рассылок.

Тендер — это рыночная модель выбора подрядчика, когда мы смотрим не только на тех, кого знаем, но действительно готовы выбрать лучшее предложение. Даже при сильной активности невозможно знать все агентства на рынке или выбрать из самых именитых.

Что нам как заказчикам важно увидеть у агентства-подрядчика, участвующего в тендере:

  1. С какими отраслями и компаниями работает.
  2. Насколько глубоко разбирается в продукте — важно, чтобы менеджер был и стратегом тоже.
  3. Кейсы, работа с конкурентами.
  4. О чём пишет агентство, в каких профессиональных сообществах состоит: из этого складывается насмотренность, инновационность идей и механик, которые будут предлагать.
  5. Заявленные сроки и объёмы работ.
  6. Широкий спектр услуг: никогда не знаешь, куда вы вырастете завтра, а проводить тендеры на каждую новую задачу — бессмысленная трата времени.
  7. Официальные отзывы и рекомендации.
  8. Надёжность — оцениваем по времени компании на рынке, численности сотрудников, отчётности.
  9. Креативы и — чтобы был внутренний мэтч между командами.

В креативных индустриях одним тендером не обойдёшься — нужно использовать гибридную модель, когда мы отсекаем тех, кто не подходит нам стилистически, с кем не сходится видение коммуникаций, у кого недостаточное знание специфики продукта. Такой отбор может быть на первом этапе, когда мы в тендер приглашаем только конкретные компании, или в конце, когда из оставшихся мы выбираем лучшего.

Мария Филипьева

руководитель CRM-маркетинга сервиса «Пакет», Х5 Group, автор телеграм-канала «Царица CRM»

Какие бывают тендеры

Есть три вида, которые различаются целями и приоритетами.

Ценовые: не важно, как и когда будет сделана задача, главное — сделать дёшево. Здесь выиграет команда, предложившая минимальную цену за услуги.

Частично ценовые: сначала составляют шорт-лист из самых интересных кандидатов, а уже из них выбирают вариант с самой низкой ценой.

Сбалансированные: лучшее сочетание «цена — качество». Здесь заказчик проводит скоринг участников:

  • Выбирает важные для себя критерии и указывает, сколько баллов можно набрать по каждому из них.
  • Проверяет каждое предложение и собирает таблицу с рейтингом. Какой кандидат набрал больше — тот и победил.

Как правило, в таких тендерах компания даёт обратную связь и конструктивную критику всем участникам и объясняет, какого подрядчика выбрали и почему.

Агентства, которые обеспечивают высокое качество продукта, не могут демпинговать. Например, у CRM-group основной квалификационный стек — middle и senior. Содержание опытных специалистов в штате влечёт за собой большой ФОТ. Отсюда цены немного выше рынка. И мы говорим об этом открыто.

Подпись

Антон Пикулин

коммерческий директор CRM-group

Как проходит диджитал-тендер

Чтобы понять цену лота, заказчик может собрать коммерческие предложения с разных агентств. А если возникают трудности с тендерным заданием, есть одна хитрость: можно пообщаться с топовыми агентствами и узнать, на что бы они смотрели в первую очередь, если бы искали себе замену.

Прежде чем позвать кого-то в тендер, большие компании проводят квалификационный отборочный этап. Для этого служба безопасности заказчика запрашивает уставные документы и бухгалтерию компании, чтобы оценить потенциал кандидата. Заказчики поменьше этот этап пропускают.

Если компания прошла на первый этап, ей высылают документы, NDA и тендерное задание. В CRM-маркетинге обычно просят сделать письмо или контент-план. Если диджитал-тендер ценовой, достаточно просто заполнить смету с расценками.

В этот же момент заказчик может пригласить кандидатов на короткую встречу, чтобы послушать про их агентства и опыт. Это поможет принять решение — пропускать ли потенциального подрядчика во второй этап.

Важно: не переборщите с тендерным заданием. Если оно будет огромным, то потребует от участника работ на сотни тысяч рублей — хорошие подрядчики просто откажутся от тендера.

Например, мы позволяем себе выполнять задания на 100 тысяч рублей только в тендерах, сумма которых превышает 3 миллиона. Иначе задание съест всю потенциальную маржу.

На втором этапе заказчик определяет победителя. Если определиться сложно, заказчику надо решить, что важнее — качество или цена.

Если качество — можно выслать финалистам дополнительное задание или попросить их наработки и кейсы.

Если цена — устроить переторжку. Иными словами, попросить скидку и выбрать самое выгодное предложение.

этапы диджитал-тендера

Когда выбрали победителя, остаётся согласовать работы, подписать документы и стартовать. Если у заказчика много бюрократии, этот процесс может длиться от трёх недель до полугода. Дольше всего — у международных компаний с большим штатом юристов.

На что обратить внимание, когда выбираете победителя тендера

Агентство с серьёзным подходом всегда будет выкладываться по полной в интересном тендере. Помимо заказа у него есть свой интерес — опыт каждого тендера можно применить с другими клиентами. Все цепочки писем, стратегии и презентации могут пойти в другие продажи, а опыт помогает прокачивать команду.

В тендерах у нас всегда больше свободы, чем в типовых проектах. Всегда можно более подробно изучить клиента, его потребности, боли, задачи и сказать, как можно сделать лучше. Это возможность реализовать наш профессиональный опыт.

Карина Кожаринова

исполнительный директор CRM-group

Например, наше агентство собирает свою команду на каждый диджитал-тендер. Если нужно письмо, то делаем письмо и сопроводительную презентацию, где объясняем, как письмо и презентация решают задачу и помогают бизнесу. А к защите подключаем сейлз-менеджера, дизайнера и писателя, чтобы на сложные вопросы отвечали ответственные эксперты.

Обобщим: тендер стоит проводить, если компании нужен исполнитель на задачу с большим бюджетом. Так бизнес быстро найдёт исполнителя по минимальной цене. Либо увеличит сроки тендера и потратит больше средств, но подберёт профессиональную команду с оптимальным соотношением цены и качества работ.

Автор статьи

Сергей Белоножкин

редактор-тимлид в контент-агентстве Monk

Эксперты

Антон Пикулин

коммерческий директор CRM-group, главный эксперт статьи

Карина Кожаринова

исполнительный директор CRM-group

Антон Колесников

Client Success Director CRM-group

Мария Филипьева

руководитель CRM-маркетинга сервиса «Пакет», Х5 Group, приглашённый эксперт

    Спасибо за подписку!

    Подтверждение придёт на ваш email в течение нескольких минут.

    Подписывайтесь на обновления

    Узнавайте об обновлениях в блоге первым

    Отправляем только свежие статьи и кейсы

      Подписываясь, вы соглашаетесь c условиями обработки персональных данных