Что такое Growth-marketing и зачем он нужен

Дата: 24 января 2024

Growth-marketing или «маркетинг роста» — это разновидность маркетинга, где продукт не просто продвигается, а команда маркетологов выбирает гипотезу по улучшению продукта и быстро проверяет её с помощью экспериментов.

Эксперимент, который позволяет проверить гипотезы о том, как оптимизировать пользовательский опыт, называется A/B-тестом.

Полное описание

Цель такого маркетинга — методом тестирования гипотез найти лучший способ развития бизнеса. Например, компания, которая продаёт онлайн-курсы по фитнесу, может тестировать разные платформы для видеоуроков: часть загрузить на YouTube, а часть — на GetCourse. В обратной связи от учеников будет понятно, на какой платформе им удобнее просматривать видео. Это значит, что следующие занятия нужно выкладывать именно на этой площадке — так повысится лояльность клиентов.

Предположим, что если мы установим на сайт онлайн-чат для связи с клиентами, у нас вырастут продажи на X, — это гипотеза. Дальше мы проводим эксперимент: устанавливаем чат, следим за обращениями и продажами. Продажи выросли благодаря чату, значит, гипотеза подтвердилась.

Что делать, если вы хотите расти быстрее? Бесконечно увеличивать планы по продажам плюс бюджеты на рекламу — не получится. Вы либо потратите много денег, либо сразу все деньги, а ожидаемого эффекта не произойдёт. Каналы через определённое время исчерпывают себя, перестают быть эффективными. Многие из них вообще не масштабируются. Быстро находить новые способы развития поможет Growth-маркетинг.

Что такое Growth-hacking, как он связан с Growth-marketing

Growth-hacking — это процесс проверки гипотез. А Growth-маркетинг — концепция, в рамках которой это происходит. Фактически Growth-hacking входит в маркетинг роста, составляет его часть. Чем больше успешных хаков проводит бизнес, тем больше шансов на кратное увеличение роста компании.

Чем Growth-маркетинг отличается от обычного

Эта система будет полезна тем, кто хочет увеличить конкретный показатель бизнеса. Например, в интернет-магазин одежды каждый день на сайт заходят 10 000 пользователей, 4 000 из них добавляют товары в корзину, но в итоге оформляли заказы 500 человек. На этом этапе подключается Growth-маркетолог: он видит проблему и ставит гипотезы, что не так. Возможно, покупатель не может ввести адрес доставки на последнем этапе или бренд не предлагает удобный способ оплаты. Маркетолог с командой быстро проверяет новую гипотезу и меняет способы оплаты товара. После этого в день стали оформлять 2 000 заказов.

При этом учитывайте, что для проведения эксперимента и тестирования гипотезы нужно достаточно количество данных и активная аудитория. Если поток посетителей на сайт упал, а каждый день на него заходит 10 пользователей, этого будет недостаточно.

Чем занимается Growth-маркетолог

Он изучает воронку продаж, анализирует данные, выдвигает гипотезы для тестирования, которые помогут увеличить рост компании, а также конкретных показателей. Например, он может предложить создать реферальную программу, чтобы клиенты чаще приглашали своих знакомых, а количество новых пользователей росло.

Условно работу этого специалиста можно разделить на несколько этапов.

Этап 1: анализ и эксперименты

Основная задача маркетолога заключается в анализе ситуации и показателей бизнеса в текущем периоде. После этого маркетолог ставит гипотезы, как можно улучшить показатели, проводит краткосрочные эксперименты. В этом заключается главная особенность работы Growth-маркетолога: оперативно проверять гипотезы и внедрять результаты в моменте. Так результаты будут расти быстрее, чем при классическом маркетинге или долгими циклами и стратегиями.

Этап 2: изучение продукта, его модернизация — чтобы удержать покупателей

Growth-маркетолог постоянно работает над изменением продукта, чтобы он больше нравился клиентам и те его чаще покупали. Он анализирует, насколько удобен продукт для покупателя, есть ли у клиента незакрытые потребности, которые можно решить с помощью продукта. После этого маркетолог решает, как сделать продукт и впечатления от него лучше, чтобы клиент остался доволен и вернулся за покупкой.

Этап 3: анализ поведения клиента после покупки товара

Вместе с командной маркетолог отслеживает показатели компании, анализирует поведение покупателя. Например, в какой момент клиент отказывается от покупки или не возвращается в компанию снова. Благодаря анализу таких показателей команда находит слабые места бизнеса, над которыми ещё нужно работать, и преимущества, которые выделяют продукт среди других.

Как создать Growth-команду

Гипотезы нужно тестировать каждый день, поэтому в крупных компаниях для этого понадобится отдельная команда.

Какие специалисты нужны:

  1. Руководитель. Обычно это продакт-менеджер, который ставит цели команде, контролирует тестирование, отвечает за работу на проекте.
  2. Дата-аналитик, который следит за изменениями показателей, ищет в них закономерности.
  3. Growth-маркетолог, который выдвигает гипотезы для тестирования.
  4. Дизайнер, который предлагает изменения и быстро вносит правки в визуал.
  5. Разработчик, который занимается сложными техническими решениями.

Важно: команда за один цикл должна заниматься одной самой проблемной метрикой. Лучше сфокусировать свои усилия на конкретной ключевой метрике, чтобы результат можно было отследить.

Если не получилось выстроить процессы самостоятельно — это нормально. Можно привлечь экспертов или нанять опытных специалистов, которые помогут достичь выбранных целей и настроить все процессы.

Ключевое из статьи

  1. Growth-marketing — это направление маркетинга, в рамках которого выдвигают гипотезы и проводят короткие эксперименты для роста показателей. Классический маркетинг обычно работает на первых этапах воронки продаж: привлечение внимания, получение первого контакта. Маркетинг роста отличается от классического тем, что работает на всех этапах воронки продаж.
  2. Growth-hacking — это устаревший бессистемный подход. Сейчас используют термин Growth-marketing, в рамках которого выбирают самый проблемный показатель, выдвигают гипотезу для тестирования и подробно анализируют результаты.
  3. Growth-маркетолог анализирует показатели компании, выдвигает гипотезы, ставит эксперименты. Он сосредоточен на улучшении продукта, удержании покупателя и анализе его поведения даже после покупки товара.
  4. Чтобы заниматься маркетингом роста, в крупной компании нужна отдельная команда. В неё должны входить Growth-маркетолог, продакт-менеджер, дизайнер и разработчик. Если не получается наладить процессы, можно привлечь эксперта.

    Спасибо за подписку!

    Подтверждение придёт на ваш email в течение нескольких минут.

    Подписывайтесь на обновления

    Узнавайте об обновлениях в блоге первым

    Отправляем только свежие статьи и кейсы

      Подписываясь, вы соглашаетесь c условиями обработки персональных данных