Процессный подход в маркетинге: ключевые принципы и практическое применение
Дата: 23 декабря 2024
Что такое процессный подход в маркетинге и почему он важен для бизнеса?
Процессный подход в маркетинге — это взгляд на продвижение компании как совокупность взаимосвязанных процессов. В таком подходе все маркетинговые процессы тщательно описаны в соответствии со стандартом.
У каждого процесса при этом есть «вход», например, заказ отдела продаж на генерацию лидов, «выход», то есть, подтверждение клиента, что задача решена, и промежуточные этапы. Они не менее важны, чем старт и финиш — при процессном подходе важно не только достигать результата, но и сделать это правильно.
Зачем нужен процессный подход в маркетинге
Какие проблемы решает процессный подход в маркетинге?
Снижает конкуренцию между отделами
В процессном подходе все задачи и этапы работы компании взаимосвязаны — это превращает отделы в части одной системы и снижает противостояние между ними.
Если отдел продаж плохо поставит техническое задание отделу маркетинга, то в итоге именно у отдела продаж будет меньше лидов для обработки.
Ускоряет взаимодействие между сотрудниками
При классическом управлении отдельные задачи нужно постоянно согласовывать с топ-менеджментом или линейными руководителями. В процессном подходе достаточно согласовать регламент, по которому выстроен бизнес-процесс, а дальше все задачи выполняются именно по нему.
Позволяет четко определить ответственных за задачи
У бизнес-процесса всегда существует владелец и именно он следит за тем, как процесс выполняется, и каких результатов получается добиться.
Позволяет повысить эффективность
Когда организации разрабатывают маркетинговый процесс и придерживаются его, они становятся более рациональными в своей рекламной деятельности. В итоге команда выполняет задачи быстрее, экономит ресурсы и это приводит к увеличению выручки.
Исследования подтверждают, что применение процессного подхода улучшает взаимодействие между подразделениями, повышает качество предоставляемых услуг и помогает компаниям оставаться конкурентоспособными.
Принципы процессного подхода в маркетинге
Какие ключевые принципы лежат в основе процессного подхода? Разработка процессов и управление ими строится на следующих принципах:
Фиксировать текущие и желаемые процессы в компании помогает модель AS IS
Полное описание- 1. Взаимосвязь. Все процессы связаны между собой и в итоге приводят к удовлетворенности клиента и росту выручки.
- 2. Личная ответственность. За результат и соблюдение стандартов в каждом процессе отвечает только один сотрудник, даже если в работе участвуют десятки.
- 3. Востребованность. Каждый процесс должен быть полезен компании. Это можно проверить, узнав, есть ли у процесса заказчик. Например, отдел маркетинга создаёт отчёт, который никто не читает. Возможно, это говорит о ненужности этого процесса.
- 4. Документирование. Все процессы компании должны быть описаны в базе знаний. Это помогает следовать стандартам, улучшать процессы и легко включать новых сотрудников в работу.
- 5. Контроль. У каждого процесса должны быть определены показатели, по которым можно понять, что он был успешен.
Как применять процессный подход в маркетинге: этапы внедрения
Как внедрить процессный подход в маркетинге шаг за шагом?
Определить, какие процессы необходимы для достижения стратегических целей компании, помогает модель TO BE.
Полное описаниеДля того, чтобы применять процессный подход, нужно создавать процессы и следить за их правильным выполнением. Для этого нужно пройти следующие шаги:
Разработать стратегию позиционирования компании
Стратегия должна опираться на бизнес-цели, миссию и видение. При разработке стратегий организации представляют, какое впечатление они хотят произвести на клиентов. И уже от стратегии будут зависеть конкретные этапы и бизнес-процессы.
Определить необходимые процессы
Для этого необходимо описать все процессы, которые нужны для реализации стратегии позиционирования. Если стратегия уже реализуется в компании, то нужно описать существующие процессы. Проще всего фиксировать процессы с помощью схем.
Сравнить свои процессы с лучшими практиками отрасли и выявить области для улучшения помогает бенчмаркинг.
Полное описаниеПример схемы процессов
При описании процессов важно фиксировать цели, результаты и ответственных.
Составить документацию для каждого процесса
Для этого нужны не только схемы, но и регламенты, а также должностные инструкции. Также важно, чтобы были готовы шаблоны, которые помогут двигаться по процессу быстрее. Например, шаблон постановки задачи для менеджера, шаблон ТЗ для дизайнера, шаблон скрипта для менеджера по продажам.
Определить критерии результативности каждого процесса
Они зависят от целей процесса и стратегических целей компании. Например, если у процесса лидогенерации цель — стабильно приводить N лидов, то и критерий — это количество лидов за период. Также важно определить, как будет измеряться критерий и кто будет за это отвечать.
Вносить корректировки в процесс, если не получается соблюдать критерии
Если по результатам измерений отдел маркетинга не может регулярно приводить N лидов, то важно понять, почему процесс работает неверно и как его улучшить.
Заключение
Процессный подход в маркетинге позволяет организовать работу компании как слаженную систему, где каждый процесс взаимосвязан и направлен на достижение общей цели. Этот подход снижает конкуренцию между отделами, ускоряет взаимодействие сотрудников, повышает ответственность за выполнение задач и улучшает эффективность маркетинговых кампаний.
Что нужно учитывать, чтобы внедрение процессного подхода прошло успешно?
Важно описать все ключевые процессы, назначить ответственных, разработать документацию и регулярно анализировать результаты. Такой подход помогает не только рационально использовать ресурсы, но и достигать бизнес-целей быстрее.
Если вы хотите повысить эффективность своего маркетинга, начните с создания стратегии и описания процессов. Это первый шаг к построению системной и успешной работы вашей компании.
Подписывайтесь на обновления
Узнавайте об обновлениях в блоге первым
Отправляем только свежие статьи и кейсы