Всё, что нужно знать о фроде: методы, защита и последствия

Дата: 14 февраля 2024

Фрод — это понятие, которое в англоязычной среде означает любые обман и мошенничество. В России чаще всего термин «фрод» используют, говоря о мошенничестве в арбитраже трафика и банковских операциях.

В маркетинге фрод — поддельный трафик, который генерируют недобросовестные подрядчики, чтобы обмануть заказчика. К фроду относятся боты, фермы кликов и другие методы, с помощью которых тратят рекламный бюджет и завышают показатели эффективности рекламных кампаний.

По данным исследований более 60% фрода в диджитал-рекламе поступает всего от 3% источников.

Чем опасен фрод

Когда рекламодатель выделяет бюджет под маркетинговые кампании, то надеется, что каждое объявление или баннер принесут показы, лиды и затем продажи. Если подрядчики используют фрод-трафик, то рекламный бюджет списывается за минуты, при этом пользователи так и не видят рекламных объявлений.

Также фрод опасен тем, что подрядчики выдают рекламодатели ничем не подкреплённые отчёты об эффективности маркетинга. Заказчики на основе этих отчётов ставят очередные бизнес-цели и совершают ошибки.

Какой бывает фрод

Выделяют пять типов фрода: клик-флудинг, перехват установок, кликовые фермы, запрещённые виды трафика, фейковые установки.

  1. Клик-флудинг. Один из видов тарификации рекламы — оплата за клики. Мошенники могут через ботов кликать на рекламу, симулируя клики настоящих пользователей. Иногда мошенники используют реальные клики пользователей — только те взаимодействуют с одним объявлением, например, рекламой кофе, а клик засчитывается рекламе постельного белья.
  2. Перехват установок. В этом случае пользователи устанавливают приложение, которое нашли сами или по советам знакомых, а мошенники показывают рекламодателям, что установка произошла, так как пользователь увидел объявление в их рекламной сети. Такой тип мошенничества опасен тем, что рекламодатели платят по сути ни за что и делают неправильные выводы об эффективности маркетинговых каналов.
  3. Фермы кликов. Мошенники используют ботов, которые могут кликать, устанавливать приложения, а также совершать покупки в приложениях или даже достигать того или иного уровня в компьютерной игре. По этим действиям рекламодатель считает, что маркетинговые цели достигнуты, и переводит мошенникам оплату.
  4. Запрещённый трафик. Рекламодатели могут ставить ограничения — например, запрещают приводить его с сайтов «18+». Мошенники обходят эти запреты, помечая трафик как адекватный. В итоге рекламодатель получает посещения нецелевой аудитории.
  5. Фейковые установки. В код приложения внедряют вредоносную программу, которая имитирует десятки тысяч установок, и мошенники получают за них вознаграждение.

Как распознать фрод

Необычные скачки трафика

Если веб-сайт внезапно получает неожиданный всплеск количества посетителей сайта без какой-либо явной причины (например, новый контент, маркетинговые кампании), это может быть признаком ботового трафика.

Высокий показатель отказов

Если значительная часть посетителей сайта уходит, посетив всего одну страницу, это может указывать на поддельный трафик.

Короткая продолжительность сеансов

Если посетители приходят в приложение или на сайт, но остаются всего на несколько секунд, это возможный признак работы ботов.

Необычные источники трафика

Например, из стран, где нет целевой аудитории, или с подозрительных сайтов, может быть тревожным сигналом.

Постоянный трафик

Количество реальных посетителей колеблется в зависимости от времени суток, дня недели и других факторов. Если трафик остаётся постоянным независимо от этих факторов, он может быть поддельным.

Низкие показатели конверсии

Множество посетителей с аномально низким показателем заявок или регистраций может указывать на то, что это боты.

Высокий процент новых пользователей

Если почти весь ваш трафик поступает от новых пользователей и вы почти не видите возвращающихся посетителей, это может вызвать подозрения, особенно когда другие показатели (например, продолжительность сеанса или просмотры страниц) также являются ненормальными.

Похожие пользовательские атрибуты

Если высокий процент трафика поступает от пользователей с тем же браузером, операционной системой или устройством, это может быть признаком нашествия ботов.

Повторные клики

Повторные клики без каких-либо изменений в поведении или много кликов за очень короткое время могут вызывать подозрения.

Шаблонные действия пользователей

Если вы заметили, что пользователи выполняют одну и ту же последовательность действий снова и снова неестественным образом, это могут быть боты по сценарию.

Высокий показатель кликов

Для цифровой рекламы необычно высокий CTR может быть признаком мошенничества с кликами.

Расхождение в показателях

Например, если вы видите много кликов по объявлению, но очень мало просмотров целевой страницы, возможно, имеет место какое-то мошенничество.

Отзывы пользователей

Иногда реальные пользователи могут сообщать вам о замеченных ими странных действиях или поведении, которые могут быть связаны с мошенничеством.

Наложения рекламы

В некоторых мошеннических схемах несколько объявлений накладываются друг на друга в одном рекламном слоте, поэтому когда пользователь нажимает на видимое объявление, он непреднамеренно нажимает на множество скрытых объявлений. Это увеличивает количество кликов по объявлениям.

Как бороться с фродом

Работать только с проверенными партнёрами

Собирайте отзывы о партнёрских и рекламных сетях, с которыми собираетесь работать. Лучше если эти отзывы будут от рекламодателей, которых вы знаете лично.

Проверять рекламные аккаунты

Всегда настаивайте на максимальной прозрачности и получении доступа к рекламным аккаунтам партнёров. Также стоит тестировать партнёров перед масштабными кампаниями — провести перед этим небольшие кампании и выяснить уровень конверсии.

Использовать сторонние системы защиты от фрода

Антифрод-системы помогают проводить мониторинг посетителей и выявлять метрики, которые доказывают наличие фрода, а также быстро идентифицировать трафик как мошеннический. Это позволяет как можно быстрее остановить убыточные кампании.

Желательно выбирать системы, которые помогают настроить кастомные события. Боты плохо справляются с уникальными действиями, например, использовать определённую функцию в приложении — и тогда системы смогут отличить фейковых пользователей от реальных.

    Спасибо за подписку!

    Подтверждение придёт на ваш email в течение нескольких минут.

    Подписывайтесь на обновления

    Узнавайте об обновлениях в блоге первым

    Отправляем только свежие статьи и кейсы

      Подписываясь, вы соглашаетесь c условиями обработки персональных данных