Что такое ретроспективный анализ

Дата: 21 декабря 2023

Ретроспективный анализ — это способ оценить выполнение планов и эффективность бизнеса за определённый отрезок времени. Проводится с помощью сравнения плановых результатов с достигнутыми итогами. Это помогает компании оценить бизнес-процессы, оптимизировать их и поставить новые цели.

Ретроспективный анализ ещё называют оценочным, потому что компания уже обладает точными данными и на основе этого отделяет рабочие гипотезы от провальных.

Например, компания изменила способы обращения в службу поддержки — добавила функцию обратного звонка. Бизнес предполагал, что с помощью этой функции количество заявок в мессенджеры снизится на 20%, но оказалось, что оно стало меньше всего на 5%. Обладая такими данными и аналитикой, руководитель может разобраться с проблемой и понять, когда процессы пошли не так, после чего предложить новое решение.

Основные этапы ретроспективного анализа

Работа с ретроспективным анализом предусматривает четыре этапа:

  1. Подготовка данных за интересующий период. Компания определяет интервал времени и отбирает необходимые данные.
  2. Анализ выбранных данных и их структуризация. Обычно этот этап занимает много времени, поскольку он предполагает работу с первоисточниками и сортировку материалов по датам и критериям.
  3. Интерпретация результатов. Бизнес смотрит на развитие определённых параметров, ищет тенденции, сопоставляет решения с полученными результатами.
  4. Подготовка выводов и предложений. На этом этапе разрабатываются рекомендации для решения поставленных задач с учётом проведённого анализа, выявленных тенденций, полученного опыта прошлых лет.

Цели ретроспективного анализа

Этот метод используется, чтобы определить наиболее эффективные и нерациональные направления работы, распределить рабочие и финансовые ресурсы.

Ретроспективный анализ можно проводить с разными целями.

Подведение итогов

Это важно для постановки цели на следующие периоды, а также для премирования сотрудников. Например, если все цели компании на год выполнены, сотрудники получают дополнительную премию. Это мотивирует их эффективно работать дальше.

Планирование бюджета

Проанализировав финансовое состояние компании, можно эффективнее спланировать бюджет на следующий год. Например, руководитель заложит в сумму дополнительные расходы на закупки и фонд оплаты труда, но сократит инвестиционный фонд.

Оценка маркетинговой кампании и положения продукта на рынке

Разработка стратегии на будущий период должна основываться на данных: как хорошо продавался продукт, какие были сложности в реализации, как менялись показатели. На их основе адаптируют кампанию по продаже и продвижению продукта, чтобы достичь более высоких результатов.

Ретроспективный анализ может помочь:

  • найти сложности в рабочем процессе: некомфортная атмосфера в офисе, неудобный рабочий график, несовпадение ценностей в команде;
  • проверить гипотезы, которые были выдвинуты в прошлом;
  • обнаружить проблемы, которые возникают систематически и повторяются.

Преимущества ретроспективного анализа

Это наиболее полный анализ деятельности компании, который служит базой для планирования. Он позволяет оценить ситуацию с разных сторон, а также правильно определить вектор для дальнейшего развития. Ретроспективный анализ помогает сформировать единую отчётность, сравнить показатели, прогнозировать их изменение в ближайшем периоде.

Key Performance Indicator — это ключевой показатель эффективности, который отражает качество работы в компании. Часто выглядит как план, который надо достичь. Выражается в числовом или процентном значении.

Полное описание

Кроме того, этот метод поможет объяснить изменение показателей и обосновать, с помощью каких инструментов можно добиться лучшего результата.

Недостатки ретроспективного анализа

Главный недостаток — понимание упущенных шансов. Анализ результатов показывает возможности для роста и развития в прошлом, которыми не воспользовалась компания. Это может негативно сказаться на отношениях между коллегами и процессами в компании.

Кроме того, найденные ошибки учитываются только в будущей работе, а зачастую восполнить недостатки и получить выгоду в текущий период уже поздно. Например, компания узнала о сложностях только по итогам месяца, но даже если исправить ошибку сейчас, результат останется тем же. Поэтому ретроспективный анализ — работа на будущее.

Вывод

Ретроспективный анализ — это важный инструмент для понимания и оценки успеха проекта, процесса или стратегии. Хотя каждая методология имеет сильные и слабые стороны, ретроспективный подход объединяет сильные стороны как качественных, так и количественных методов для глубокой оценки эффективности.

Ретроспективный подход учитывает субъективный опыт тех, кто участвовал в проекте, что даёт более персонализированную оценку успеха. При этом он позволяет собрать надёжные доказательства, подтверждающие выводы оценки. Ретроспективный анализ является важным инструментом для понимания сильных и слабых сторон проекта или стратегии, что позволяет принимать обоснованные решения и разрабатывать стратегии в будущем.

    Спасибо за подписку!

    Подтверждение придёт на ваш email в течение нескольких минут.

    Подписывайтесь на обновления

    Узнавайте об обновлениях в блоге первым

    Отправляем только свежие статьи и кейсы

      Подписываясь, вы соглашаетесь c условиями обработки персональных данных